Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Зона комфорта — на кладбище». Егор Свалов о том, чем истфак помогает на должности замминистра энергетики

«Зона комфорта — на кладбище». Егор Свалов о том, чем истфак помогает на должности замминистра энергетики
Фото: 66.RU
Из-за пандемии COVID-19 и развития онлайн-образования в мире обострились дискуссии о классических университетах: нужно ли полноценное высшее образование или достаточно послушать лекции онлайн. В совместном проекте УрФУ и 66.RU — «Дело в вышке» — заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов рассказывает, зачем получил степень магистра истфака, как попал на госслужбу, чем гуманитарное образование помогает в работе чиновника.

Егор Свалов, заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области, 44 года.

В 1994 году поступил в Уральский государственный университет на исторический факультет УрГУ, в 2000 году закончил магистратуру. Тогда же начал работать в администрации города Екатеринбурга, став главным специалистом комитета по аналитической работе, связям с органами государственной власти и органами местного самоуправления. С 2008 года перешел в комитет благоустройства мэрии, в 2014-м стал председателем комитета по экологии, а в 2018-м — замминистра энергетики и ЖКХ региона. Тогда же прошел профессиональную переподготовку в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление».

— С 1992 года я ездил в Западную Сибирь в археологические экспедиции на раскопки. Это предопределило выбор специальности в университете. Мои родители были историками, поэтому с детства я многое знаю об этой науке. В 1994 году поступил на истфак УрГУ, а в 2000-м стал магистром истории.

Истфак дал мне системность. Историческая наука — это огромный материал, целый пласт информации. Для его познания нужно садиться за стол и проводить за книгами сотни часов, чтобы понять и осмыслить. Поэтому еще истфак привил мне трудолюбие.

Университет научил меня быть честным по отношению к себе. Можно работать на отлично, а можно — на удовлетворительно. Если устраивает тройка, то можно оставаться в своей песочнице и строить там замки из песка. А если взялся за дело — работай на пятерку. Да, не всегда получается, но к этому надо стремиться. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Сейчас все вокруг говорят: надо выходить из зоны комфорта. А я не знаю, что они имеют в виду. Зона комфорта — уж простите, это на кладбище. Там никто ни о чем не беспокоится.

Гуманитарное образование помогает на госслужбе. Если у технаря взгляд заточен на сущности и проблемы, то гуманитарий при определенном навыке видит сущность проблемы и при этом может смотреть на задачи более глобально и решать их с большим размахом. Гуманитарий — это образ мышления. Они витают в облаках, но при этом их жизненный опыт заставляет копаться в деталях.

Профессия, полученная в вузе, и реальное место работы — разные вещи. Никогда не понять, на правильное направление поступил или нет. Можно, например, закончить архитектурный, а работать математиком. Когда я учился на истфаке, меня всюду окружали друзья-историки, а после вуза все разбежались кто куда, и только единицы остались в исторической науке. Еще меньше пошли на преподавательскую стезю. У каждого началась своя жизнь. Я же попал в горадминистрацию и это тоже, по сути, далеко от науки.

Классическое высшее образование нужно, и это аксиома. Я со скепсисом отношусь к онлайн-курсам: не считаю, что там высокое качество обучения. К сожалению, сегодня многим нужен диплом, а не знания. Но с пустой головой (даже с дипломом в руках) не устроиться на нормальную работу.

Историческое образование помогло мне освоить юриспруденцию. Благодаря ему я без особого труда понимал законы и разрабатывал нормативно-правовую базу. Например, когда я работал в комитете благоустройства администрации Екатеринбурга, мне доводилось писать регламенты уборки города. Но для понимания экономики предприятий мне не хватало первого образования, поэтому я закончил еще и бизнес-школу УрФУ Mini-MBA. Я целенаправленно получал знания, мне хотелось учиться. При этом иногда ловил себя на мысли, что некоторые предметы мог бы преподавать сам, а другие — были для меня чем-то неизведанным. Кроме того, в 2018 году прошел профессиональную переподготовку в РАНХиГС при Президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление».

Какой я запомнил атмосферу в университете? Одно слово: свобода. Полнейшая свобода в действиях и мыслях, но не вседозволенность. Исторический факультет — это интеллигенция, поэтому мы нащупывали интуитивную грань, которую не переступали. Да и потом, время было другое. Мы не были обременены детьми, окружающими проблемами, работой. Если что, всегда находили деньги на обед и пиво. Когда люди начали ездить по заграницам, мы с друзьями решили, что на море всегда успеем съездить, а вот слетать на вертолете в тайгу на раскопки и прожить там месяц — едва ли. Так и получилось: сейчас подобная роскошь возможна только за огромные деньги. Мы же летали бесплатно, нам еще и доплачивали.

Нужно всегда двигаться вперед и никогда не стоять на месте. В 2008 году я перешел в комитет благоустройства мэрии, потому что мне стало скучно в гуманитарном комитете по работе с органами государственной власти. У меня было пять рабочих дней в неделю, а в комитете по благоустройству в первое время я едва уходил на выходные: по ночам следил за уборкой города после снегопадов, утром наблюдал за выходом техники. Тем не менее моя жизнь начала бить ключом.

Ничего не бойтесь. Не бойтесь ошибиться в выборе факультета, ведь всегда можно перейти на другой. В молодости вообще нужно максимально смотреть по сторонам. Но когда поступил на факультет, то искренне люби свою alma mater и если что-то не нравится, критикуй конструктивно.