На полную реконструкцию Южной аэрационной станции уйдет порядка 10 лет, но все же резкий запах от очистных должен пропасть к концу этого года.
— Почему не приступили к этим работам раньше? Тут много факторов: и социальная напряженность, и смена руководства предприятия, и анализ накопившейся информации специалистами. Вот когда все сошлось в одну точку: и желание, и возможность, и необходимость реконструкции — тогда это все заработало.
В приемной камере (сюда сливают прибывающие на предприятие нечистоты) пахнет несильно, только от автомобилей, которые привозят стоки. В прошлом году здесь была отрытая «река с нечистотами». Сейчас часть приемной камеры уже накрыли специальными колпаками, чтобы запах был не таким сильным.
«Следующий этап здесь — установка оборудования, которое будет выбрасывать в атмосферу уже очищенный воздух. Через месяц-полтора начнем его монтировать», — добавил Никифоров. На то, чтобы полностью избавить зону приемной камеры от вони, нужно около 130 млн рублей.
В сутки 250–300 таких автомобилей привозят стоки на Южную аэрационную станцию. |
Несмотря на установку новой системы очистки воздуха, резкий запах все равно ощущается в здании решеток (фильтруют стоки от мусора). «Раньше было еще хуже — глаза резало, все плакали», — говорит Никифоров.
Сами решетки на станции менять не стали — они установлены восемь лет назад, средний срок эксплуатации — 15 лет. |
Новые абсорберы в здании решеток |
Местный «освежитель воздуха», забивающий запах |
Самый сильный запах — вцехе мехобезвоживания. Сейчас тут испытывают новую технологию обработки и обезвоживания кека, чтобы сократить интенсивность запаха. Состав специальной смеси не раскрывают, но рассказывают, что разработали ее в Пермском госуниверситете на кафедре окружающей среды, поставляет ее предприятие из Самары. Тестирование продлится еще несколько месяцев, и только после этого цех начнет ее использовать. Предполагается, что из этого цеха кек на иловые поля будет попадать практически уже без запаха.
В доказательство руководитель станции понюхал кек из двух ведер — в одном необработанный смесью кек, во втором — обработанный. Из первого действительно пахнет хуже. «Нас эта технология полностью устраивает. Сейчас заканчиваются контрольные испытания, через полтора-два месяца мы уже начнем ее использовать», — добавил Никифоров.
Полноценный запуск цеха мехобезвоживания планируется в августе-сентябре следующего года.
Специальная смесь, которую сыпят на кек, устраняет часть запаха. |
Из ведра, где кек посыпан специальными реагентами, действительно пахнет меньше. |
Сейчас степень запаха на Южной аэрационной станции определяют пять сотрудников-«нюхачей», которые оценивают ее по специально разработанной шкале. Вообще смена на предприятии у сотрудников длится 11 часов.
В 2021 году на борьбу с неприятным запахом на станции планируется потратить 80 млн рублей (30 млн уже потрачено). В этом году, по словам, Никифорова сделают следующее:
Также на станции еще нужно закрыть: все аэротенки для очистки стоков, первичные (12 штук) и вторичные (15 штук) отстойников. На все перечисленные работы по устранению запаха нужно более 1,5 млрд рублей.