Что такое соседский центр и зачем он нужен?
Психологи уверены: в последнее десятилетие люди стали более одинокими. Старт этому процессу дали фрилансеры, а финальную точку поставила пандемия, которая окончательно разъединила людей. У людей осталось много внешних связей, но иногда просто поговорить — не с кем. Соседские центры, предполагают эксперты, могут частично закрыть эту нужду. Кроме того, они стимулируют людей на совместное решение проблем и налаживание эффективной коммуникации друг с другом.
Соседский центр девелоперы, как правило, организуют на первом этаже одного из домов квартала или района. Он представляет собой многофункциональное пространство, где люди могут свободно общаться и отдыхать, а иногда и работать.
В Бруснике объясняют: соседский центр — это еще и место, где можно узнать что-то новое. «Зачастую желание учиться разбивается о нехватку времени. Чтобы послушать лекцию, пройти мастер-класс, реализовать потребность в творчестве, почти всегда нужно куда-то ехать, тратить час или два на дорогу туда и обратно. Соседский центр решает эту проблему: вы можете найти единомышленников и организовать занятия в периметре квартала», — утверждают авторы проекта.
У Брусники соседских центров пока два. Один — в подмосковном Видном, другой — в Тюмени. В ближайшем будущем подобные проекты будут открыты и в Екатеринбурге.
Что входит в соседский центр?
В соседских центрах Брусники, вместе с которой мы написали этот текст, есть:
- кухня для проведения кулинарных мастер-классов или совместных соседских ужинов;
- коворкинг;
- библиотека, которая создается за счет того, что за каждую книгу от жителя застройщик ставит на полку еще одну книгу на такую же тему;
- танцевальный или спортивный зал;
- прачечная с профессиональными машинами — стиральной и сушильной — для крупногабаритных предметов: одеял, подушек, пледов и так далее;
- детская игровая зона;
- помещения, которые могут арендовать специалисты, занимающиеся частной практикой (например, психологи, логопеды и репетиторы).
Перегородки делят соседский центр на взрослую и детскую зоны. В детской создано пространство для игр, его также можно использовать для проведения праздников.
Как это все работает?
Инициаторами мероприятий в соседских клубах обычно выступают сами жители. По мнению Брусники, если навязывать жителям сценарии извне или попытаться руководить активизмом, ничего не выйдет.
«Жизнь в соседском центре строится на добровольном желании делать что-то совместно. А оно возникает только в том случае, если результат совместной деятельности отвечает потребностям жителей. Все, что можем сделать мы, — создать среду для общения и мягко подтолкнуть к нему людей», — говорят в компании.
Судя по опыту Подмосковья и Тюмени, люди организуют в соседских центрах уроки по рисованию, театральные представления, проводят образовательные семинары, лекции и кулинарные мастер-классы. Кроме того, там открыли свои филиалы школы шахмат, балета, студии по робототехнике и программированию.
Это бесплатно?
Нет. Соседский центр — обособленный проект. Застройщики обычно выступают инициаторами его создания и поддерживают на первых порах. Но рано или поздно он должен выйти на самоокупаемость, начать зарабатывать деньги, покрывающие эксплуатационные расходы, а также на зарплату сотрудников и потребность в развитии.
У жителей домов Брусники есть два варианта:
- купить месячный абонемент. Стоить он будет от 1000 рублей;
- оплачивать пользование в почасовом формате. Прайс — от 100 рублей за час.
Аренда помещений, где можно принимать клиентов, проводить мастер-классы или праздники, оплачивается отдельно.
Пространство соседского центра доступно не только для жителей Брусники. Месячный абонемент могут купить и обитатели соседних домов. Правда, ценник для них будет сильно выше — от 2 тысяч рублей в месяц.
А Бруснике это зачем?
Во-первых сформированное локальное сообщество повышает качество среды. Дружные соседи любые решения относительно развития пространства принимают гораздо быстрее.
Во-вторых, соседские центры стимулируют развитие микробизнеса. Кафе, школы, кружки, лекции, мастер-классы — все это возможность реализовать предпринимательский талант. А чем больше в квартале или районе предоставляется сервисов, чем они разнообразнее, тем более охотно люди приобретают жилье.
В-третьих, соседские центры повышают лояльность к застройщику. По сути, они — элемент добавленной стоимости. Представители Брусники утверждают: в Москве уже были случаи, когда люди из окрестных домов сначала приходили в коворкинг, а потом переезжали в квартиры застройщика.