Спустя два месяца после акций в поддержку оппозиционера Алексея Навального на их участников все еще составляют протоколы. Сегодня протокол по части 5 статьи 20.2 КоАП («Нарушение порядка проведения митинга») о незаконном участии в акции 23 января вручили члену общественной наблюдательной комиссии ОНК Дарье Беляевой. Она присутствовала на марше как член ОК в составе зарегистрированной и согласованной группы. Беляева уже подала жалобу омбудсмену Татьяне Мерзляковой.
Ранее повестки о явке в отделение выдали адвокату Роману Качанову и правозащитнику Андрею Щукину. На них составят протоколы об участии в несанкционированном митинге 31 января. Щукин находился в числе наблюдателей за общественным контролем действий полицейских, причем подал об этом уведомление в ГУ МВД по Свердловской области и согласовал свое участие.
Как рассказал 66.RU Роман Качанов, действия полиции являются «грубым вмешательством в его профессиональную деятельность», а также «нарушают ст. 18 Федерального закона об адвокатуре» и его права как адвоката. По словам Качанова, то, что он исполнял свои обязанности в месте проведения акции, ничему не противоречит. Юрист также отметил, что повестка может быть «чьей-то местью за его принципиальную активную деятельность по защите прав людей».
— Это незаконно. Я присутствовал на митинге в качестве адвоката, так как там находилось несколько моих подзащитных, и не скрывал это. Кроме меня там были журналисты и общественные наблюдатели, люди исполняли свои общественные обязанности. Это, извините меня, не зона стихийного бедствия или ЧС, откуда надо удаляться. Я живу в этом городе и выполняю свою работу, уходить я никуда не намерен.
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова в разговоре с 66.RU заявила, что она категорически против того, чтобы наказывали журналистов, адвокатов и членов ОНК. Как отметила Мерзлякова, по ст. 50 закона «О полиции» («Общественный контроль за деятельностью полиции»), ОНК является органом, наблюдающим за полицией во время митингов.
— Я бы очень хотела спросить наши правоохранительные органы, почему такое происходит. Потому что никак нельзя тех, кто наблюдает за митингом, арестовывать и наказывать другим образом.
По словам Мерзляковой, на митингах в Москве происходили массовые задержания, а «в Екатеринбурге события прошли довольно спокойно». Однако теперь мы видим волну повесток. Как предполагает омбудсмен, «кому-то это не понравилось».
Мерзлякова также сказала, что уже подала обращение в УМВД по Екатеринбургу, где выразила свое несогласие со вручением повестки адвокату Роману Качанову. Также омбудсмен намерена обратиться к прокурору Свердловской области.