Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Разве силовики имеют на это право? Юристы комментируют видео избиения протестующих на улицах Москвы

Протест Алексей Навальный
3 февраля 2021, 18:47
Второго февраля московский суд отменил условный срок по делу «Ив Роше» оппозиционному политику Алексею Навальному и отправил его в колонию на два года и восемь месяцев. Сразу же после оглашения приговора на улицы Москвы и других городов вышли несколько тысяч человек, но еще раньше в центре столицы собрались 8340 силовиков. По данным ОВД-Инфо, по всей стране задержали 1408 человек. Полиция оцепила центр Москвы, но колонны людей все равно прошли по нескольким улицам. Их задерживали: догоняли, избивали дубинками, кидали на землю и отправляли в автозаки. Вместе с юристами Сергеем Колосовским и Юлией Федотовой мы посмотрели ролик с задержаниями и попытались понять, в какие моменты наступало превышение должностных полномочий.

Мы смонтировали ролик, на котором есть несколько сцен задержаний протестующих в Москве, и показали его юристам.

00:14

Полицейские избивают дубинками людей, в это время те кричат: «Мы безоружны!»

«Здесь есть очевидное превышение должностных полномочий, – считает адвокат Сергей Колосовский. – Сотрудники полиции просто колотят палками уходящую толпу – 286 статья УК РФ, часть 3, наказание – от трех до десяти лет лишения свободы».

00:44

К такси подбегают несколько силовиков – не меньше десяти человек, – вытаскивают сначала пассажира (перед этим он выкрикнул оскорбление в адрес полиции). Его сразу пинают, заламывают руки и уводят.

«Здесь нужно понимать предысторию, – объясняет адвокат. – Если были основания задерживать пассажира такси, то силовики действовали правомерно: применили к нему один «расслабляющий удар», после чего завели руки за спину. Если он выкрикнул оскорбление в сторону представителей власти, то это статья 319 УК РФ. Нужно думать, что кричишь, и понимать последствия. Что они бегут к нему такой толпой, выглядит смешно, но превышением само по себе не является».

01:05

На земле лежат несколько человек, полицейские пинают их.

«Людей поднимают с земли, непонятно, что делает толпа, – говорит Сергей. – Если ролик приблизить, видно, что один человек лежит на другом – неясно, как они упали, – их пытаются поднять, но нельзя сказать, что здесь полиция действует неправомерно».

01:40

Полицейские ведут молодого человека – сначала вдвоем, потом к ним присоединяются еще двое. Ему сильно отводят и заламывают руки, несколько раз пинают по ногам. В итоге уже вчетвером его хватают за руки и за ноги и уносят.

«Молодой человек упирается. Есть такая формулировка – «злостное неповиновение сотруднику полиции», когда человек упирается и его приходится нести на руках, как на этом ролике. Его бьют по ногам и тащат более жестко. Первый удар происходит в тот момент, когда видно, что он не хочет идти, и тогда сотрудник полиции наносит так называемый «расслабляющий удар» – это удар, который наносят при задержании перед заведением рук за спину: по голени, в живот или в пах. Здесь видно, что полиция действуют правомерно».

01:58

Полицейский бьет дубинкой фотографа со штативом в руках и жилетом «Пресса». От удара молодой человек падает на асфальт.

«На записи видно, что мужчину бьют, когда он отвернулся. Он не пытается скрыться, не сбегает – его бьют, он падает, и полицейские идут дальше. Здесь имеет место превышение власти – 286 статья УК РФ, часть 3 – от трех до десяти лет лишения свободы», – объясняет юрист.

Также мы показали этот ролик Юлии Федотовой, кандидату юридических наук:

«Из закона «О полиции» следует, что ее сотрудники имеют право применять и физическую силу, и спецсредства – например, резиновые дубинки – при пресечении административных правонарушений, но физическая сила и спецсредства допускаются к применению только в том случае, если несиловые методы воздействия не повлекли за собой результатов», – считает она.

«То есть сначала нужно к человеку подойти, нежно взять его под локоть и сказать: «Пройдемте для составления протокола об административном правонарушении». Если человек этого не делает и говорит: «Нет, никуда я с вами не пойду», можно взять его под локти уже вдвоем и нести, если он сопротивляется. Если начинает бить сотрудника полиции, тогда уже применяются спецсредства и физическая сила.

Здесь же я вижу, что силовики к людям изначально не подходят, а сразу начинают их дубасить. То есть они даже не попытались воздействовать чем-то еще, кроме силы. Дубинки и физическая сила при административных правонарушениях по закону не запрещены. Но здесь мы видим нарушение порядка их применения. Вот в чем проблема.

Что касается ответственности за это – зависит от последствий. Можно привлекать их по превышению должностных полномочий, если у кого-то из задержанных будет тяжкий или средней тяжести вред здоровью».

Марина-Майя Говзман