Несмотря на рекомендации правозащитников не прикасаться к полицейским (в России жестко наказывают за насилие в отношении представителей власти), на акциях 23 января некоторые митингующие толкали силовиков и кидали в них снег. В Екатеринбурге их хватали за форму, толкали, пинали, одного полицейского повалили в снег, а под ноги омоновцев бросили дымовую шашку.
Все эти действия могут стать поводом для уголовных дел, считают юристы, с которыми пообщался 66.RU. Хотя снежки не страшны для человека в шлеме с забралом и в амуниции, сам факт такого нападения на сотрудника полиции уже говорит о неуважении к нему и может расцениваться как оскорбление.
«Оскорбление — неуважение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Я считаю, что кидаться снежками в полицейских в форме — это достаточно неприлично, это явное неуважение», — говорит адвокат Сергей Колосовский. Наказания за оскорбление представителя власти предусматривает статья 319 УК РФ. Под эту же статью подпадают ругательства в адрес силовиков, которые караются штрафом до 40 тыс. рублей или исправительными работами до года.
Уголовное наказание может грозить и тем, кто дергал полицейских за форму, хватал за руки. Адвокат Алексей Бушмаков считает, что «раз у нас летящий стаканчик трактуется как посягательство на здоровье полицейского», то действия такого рода можно принять за посягательство. Наказание за него предусмотрено статьей 317 УК РФ: от 12 до 20 лет лишения свободы либо пожизненный срок. Вот пример таких действий в Екатеринбурге.
Фото: Алексей Школа, архив 66.RU |
---|
Дымовая шашка, которую во время акции 23 января в Екатеринбурге кто-то бросил в строй ОМОНа, может «теоретически» послужить поводом для дела о призыве к массовым беспорядкам, говорит Сергей Колосовский. Это часть 3 статьи 212 УК РФ. Минимальное наказание — ограничение свободы до двух лет.
В России уже возбуждено 17 уголовных дел, которые так или иначе связаны с событиями 23 января, передает «Агора». Это дела по вовлечению несовершеннолетних, призывам к массовым беспорядкам, насилию в отношении представителей власти. Большинство дел расследуют в Москве, по два — во Владивостоке и Санкт-Петербурге. Екатеринбурга в списке нет.
Юрист Юлия Федотова считает, что поводом для уголовных дел после акции в Екатеринбурге может послужить распоряжение сверху. «В Москве [тех, кто бросал снежки] искали бы однозначно. В Екатеринбурге — у меня есть смутные сомнения по двум причинам: силовики тут не любят вступать с гражданами в конфронтацию. Когда на акции 2017 года кому-то [из силовиков] что-то порвали, в Москве это был бы состав и человека осудили бы, в Екатеринбурге такого не было. Вторая причина — был мороз, у большинства закрыты лица, и идентифицировать людей будет довольно сложно», — говорит она.
Однако способы поиска участников митинга у полиции есть. В этом силовикам помогут:
- публикации с фотографиями и отчетами в соцсетях, которые делают сами же протестующие;
- задержанные или опрошенные участники могут рассказать о знакомых, с которыми они ходили на митинг;
- оперативная съемка, материалы которой могут использовать для сопоставления с фотографиями в социальных сетях и идентификации.
«Найти могут быстро и всех, если захотят, и маска не поможет», — подытоживает Алексей Бушмаков.
После акции 23 января в Екатеринбурге арестовали двух ее участников — координатора местного штаба Навального Алексея Гресько, которого признали виновным по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ «Организация публичного мероприятия без подачи уведомления», и горожанина Евгения Механцева, который во время мероприятия забрался на дерево у Драмтеатра. Адвокат Алексей Бушмаков допустил, что в отношении Гресько могут возбудить уголовное дело.
Политик Леонид Волков и штабы Навального по всей России анонсировали новые протестные акции в следующее воскресенье в 12:00. Вероятно, их не согласуют. 66.RU уже рассказывал, как вести себя в таком случае, поэтому напомним:
- держитесь подальше от полицейских;
- ведите себя мирно;
- держитесь подальше от людей, которые выкрикивают странные лозунги или провоцируют полицию и окружающих;
- при задержании не сопротивляйтесь.
Вместе с тем 31-я статья Конституции РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Штабы Алексея Навального внесены Росфинмониторингом в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму
Штабы Навального признана в РФ организацией, выполняющей функции иностранного агента