Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Наступает эпоха новой неграмотности». Писатель Сергей Беляков – о России, которая перестала читать

«Наступает эпоха новой неграмотности». Писатель Сергей Беляков – о России, которая перестала читать
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
В Москве 10 декабря вручали «русский литературный «Оскар» – премию «Большая книга». Онлайн-трансляцию с церемонии на YouTube смотрело всего 86 человек, тогда как клипы Ольги Бузовой и программы типа «Прямого эфира» с Андреем Малаховым набирают миллионы просмотров. То, что люди перестали читать, интересоваться литературой и живописью, а вместо этого предпочитают смотреть передачи про Диан Шурыгиных и смерти в прямом эфире, возмутило писателя Сергея Белякова. Литературный критик и заместитель главного редактора журнала «Урал» поразмышлял на эту тему и в своей колонке для 66.RU рассказал, почему так происходит.

Любителям чтения не всегда интересно смотреть эти церемонии. Не знаю, много ли поклонников у тонкого стилиста и эрудита Александра Иличевского, который и выиграл в этом году главный приз. Судя по тиражам, их несколько тысяч. Не на всю Россию даже, а на весь русскоязычный мир. Читатели русской литературы есть в Германии, в Израиле, в Америке, на Украине и в Белоруссии. Итак: несколько тысяч. Может быть, со временем их останется несколько сотен.

Накануне премии подвели итоги читательского голосования. В нем победил роман Михаила Елизарова «Земля». За победителя проголосовали аж 703 человека. Эти цифры – 703 – убийственны.

Зато миллионы телезрителей смотрят сюжеты и целые телепрограммы про смерть девушки в прямом эфире. Смерть на стриме – вот это событие! Новая песенка Филиппа Киркорова, пост Юрия Лозы, матерная тирада Шнура – тоже события, которые обсуждают. Но кому в голову придет обсуждать выход новой книги или нового выпуска литературного журнала? Даже новая книга действительно знаменитого писателя, будь то Людмила Улицкая или Виктор Пелевин, не становится информационным поводом. Их не будут обсуждать на радиостанции или телеканале. Это же не Ольга Бузова и не Диана Шурыгина, не Киркоров и не Шнур.

Если бы советский интеллигент мог перенестись на машине времени в наши дни, то у него глаза бы на лоб полезли: «Ребята, что с вами произошло?» В самом деле, лет 35-40 назад событием был именно выход новой книги. За литературными журналами стояли в очереди. Собирали «читательские конференции»: спорили, ругались, восхищались.

Скажете, что литература стала хуже? А вы в этом уверены? Чтобы сделать такой вывод, надо литературу читать. Современные писатели не хуже, а быть может, и лучше, интереснее, разнообразнее советских писателей семидесятых или восьмидесятых. Но у них очень мало читателей.

Наступает эпоха новой неграмотности. Возможно, мы со временем вообще разучимся читать. Будем обходиться голосовыми сообщениями и нажимать пальцем на картинки, как трехлетние дети. Картинка победила слово, теперь она его добивает. Что с нами произошло? Мы поглупели? Но объем мозга за прошедшие 35-40 лет не уменьшился, извилин не стало меньше.

Если спортсмен перестанет тренироваться, то очень быстро утратит форму, отрастит живот и превратится в простого обывателя. Если не тренировать наш мозг, не развивать его, не читать, не обогащать новыми знаниями, не то ли самое произойдет с нашей интеллектуальной «формой»?

Повысилась скорость передачи информации, но люди все хуже и хуже эту информацию осваивают. Слишком быстрое развитие технологий привело не к интеллектуализации общества. Скорее, наоборот. Человек, который привык смотреть только картинки, ролики и стримы, постепенно теряет способность критически мыслить, анализировать большие блоки информации.

7 октября первый проректор «Высшей школы экономики» Вадим Радаев выступил на круглом столе «Как преподавать новым поколениям студентов?». Он говорил о тенденции «к отказу студентов от чтения длинных сложных текстов (особенно в социально-гуманитарных науках). Формируется другое отношение к тексту — не как к материалу, с которым надо работать, а как к готовой информации». Другими словами, большие тексты не могут осилить, но зато прочитанное считают истиной, которая не требует перепроверки. Верят на слово, не могут отличить фейк от правды. Не обо всех речь, и сейчас встречаются эрудированные, начитанные люди, но много ли таких? Судя по тиражам современной литературы – их все меньше.

Среди бесспорных достижений страшного XX века были всеобщая грамотность и широкое распространение высокой культуры. Неужели все это скоро останется в прошлом? Приведу пример из романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»:

«…король выбежал из-за кулис на четвереньках, совсем голый; он был весь кругом размалеван разноцветными полосами и сверкал, как радуга. Ну, обо всем остальном и говорить не стоит — сущая чепуха, а все-таки очень было смешно. Публика чуть не надорвалась от смеха; а когда король кончил прыгать и ускакал за кулисы, зрители хлопали, кричали, хохотали и бесновались до тех пор, пока он не вернулся и не проделал всю комедию снова, да и после того его заставили повторить все сначала. Тут и корова не удержалась бы от смеха, глядя, какие штуки откалывает наш старый дурак.<…> На другой день по всему городу только и было разговоров, что про наш замечательный спектакль. Зал был опять битком набит зрителями, и мы опять так же надули и этих».

Неужели наша перспектива – превращение вот в таких героев романа Марка Твена? В вымышленных обывателей американской глубинки позапрошлого века, что собираются глядеть на самые примитивные зрелища, подготовленные парой мошенников? Мне не хочется в это верить.