Летом двое 14-летних подростков – Никита и Денис – расклеили по городу объявления в поддержку Азата Мифстахова (аспирант МГУ, второй год сидит в СИЗО по делу о нападении на офис «Единой России»), одну из листовок наклеили на здание ФСБ. Школьников задержали уже на следующий день.
«С ними поговорили и отобрали телефоны, после чего отпустили. Но как только оперативники получили доступ к чату, дело о расклейке листовок приобрело совсем другой поворот. Сотрудники ФСБ прочитали о себе много неприятных слов. Среди прочего ребята построили в «Майнкрафте» здание ФСБ и планировали его взорвать, естественно, ради шутки» – пишет Baza.
На допрос вызвали Никиту, Дениса и их друга Богдана. По информации Baza, двое из них признали вину «под давлением, угрозами и обещаниями, что «все будет хорошо». Их посадили под домашний арест, а третьего отправили в СИЗО – вину он не признал.
Сначала подростков обвиняли по статье «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», потом статью изменили на более тяжкую — «Организация террористического сообщества и участие в нем». Родные подростков уверены, что силовики пытаются создать второе дело «Нового величия» (уголовное дело 2017 года, когда группу молодых людей, которые собирались в «Макдональдсе» и обсуждали политику, признали виновными в создании экстремистского сообщества и подготовке захвата власти в России через государственный переворот).
Мы связались со Станиславом Селезневым, адвокатом правозащитной организации «Агора», которая работает по резонансным делам о нарушении прав человека. В том числе специалисты «Агоры» собирают информацию о случаях преследования школьников «из-за активности в социальных сетях». К правозащитникам поступают обращения из разных регионов страны, история с подростками из Канска – уже четвертая.
– Нам поступали обращения по историям из Красноярска, Волгограда, Челябинска и Канска. Все истории объединяет возраст преследуемых лиц, а также то, что несовершеннолетним вменяется подготовка к реальным преступлениям по факту обсуждений в социальных сетях и мессенджерах. Главная задача ФСБ при возбуждении уголовных дел и проведении обысков – убедить родителей, что ребенку сотрудники ФСБ помогут, а ему внушить, что признание вины в реальном умысле благотворно повлияет на его дальнейшую судьбу.
По словам Станислава, суды сразу санкционируют помещение 14-летних в СИЗО или психиатрический стационар, где полностью прекращается общение с родителями на несколько месяцев.
– Ситуация выглядит тревожно. Преследование по общеуголовным статьям за разговоры детей, – добавил он.
Другие резонансные дела этого года с участием подростков: