Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Москве перед Новым годом ввели жесткие коронавирусные ограничения. Как это переживет бизнес?

11 ноября 2020, 10:49
С 13 ноября до 15 января в столице отменяются все массовые зрелищные мероприятия, закрывают по ночам заведения общепита и клубы. В Екатеринбурге пока не ввели подобных мер, хотя ресторанам и ночным клубам уже запретили работу с 23:00 до шести утра. Но по опыту первой волны можно сказать, что главы города и области в принятии мер будут ориентироваться на поведение столичного руководства. Вице-губернатор Павел Креков уже открыто говорил о том, что Свердловская область будет активно следить за опытом других регионов.

Мэр Москвы Сергей Собянин подписал несколько указов, которые запрещают работу общепита ночью, массовые развлекательные мероприятия до середины января и традиционные новогодние ярмарки и фестивали. Кроме того, в указах мэра речь идет о возможном введении тотальной регистрации по QR-кодам во всех публичных местах — как при входе в ночные заведения и департаменты городской мэрии. Пока эта мера носит рекомендательный характер

В прошлом году в них участвовали больше 26 млн человек, и власти не хотят создавать ажиотаж на фоне пандемии — с 3 ноября в столице ежедневно выявляют более 5 тыс. случаев заражения COVID-19. Сергей Собянин отметил, что ранние ограничения властей на работу индустрии отдыха и развлечений связаны с желанием чиновников «избавить учреждения и бизнес от ненужных трат, которые приносит внезапная отмена концертов и других праздничных мероприятий».

Президент Союза торговых центров Булат Шакиров считает, что повторное ограничение работы бизнеса приведет к волне банкротств: «Вся «подушка безопасности» была задействована в период весеннего локдауна, ресурсов у предпринимателей уже не осталось». Булат Шакиров также подчеркивает, что меры вводятся на фоне снижения покупательской активности: в октябре в торговых центрах было на 30% посетителей меньше, чем в октябре 2019 года, и ситуация ухудшается.

Согласно оценкам экспертов РБК, ущерб для страдающих от коронавирусных мер отраслей может исчисляться миллиардами.

Кинотеатры, рестораны, клубы, гостиницы

Кинотеатры за длинные новогодние праздники в январе и декабре 2019 года собрали в Москве 2,1 млрд руб., а по всей России — 12,7 млрд руб. Из-за коронавируса их в России закрыли с середины марта до августа. В итоге в сентябре 2020-го кассовые сборы в Москве составили 451,2 млн руб. Это на 150 млн руб. меньше, чем в сентябре 2019-го.

Как уточняет вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов, для ресторанов и кафе декабрь — традиционно оживленный месяц из-за предновогодних банкетов, а в январе наблюдается провал. По расчетам Мосстата, в январе 2020 года столичный общепит заработал 18,2 млрд руб. Запрет на работу ночных клубов и общепита в ночное время негативно отразится на показателях заведений, многие из которых и так практически не зарабатывали во время периода самоизоляции в апреле-мае, считает Вадим Прасов. По итогам 2020 года потеря выручки общепита, по оценкам вице-президента Федерации рестораторов, может достигнуть 50%. По данным Мосстата, в апреле этого года, когда все заведения могли работать только на вынос и доставку, их оборот снизился на 65%, до 5,3 млрд руб.

Тяжелее всего придется ночным клубам, которые 100% выручки получают после 23 часов. Но, как считает Прасов, для круглосуточных кафе и ресторанов потери составят всего около 10–20% выручки.

Кроме того, в последние годы на новогодние праздники загрузка московских гостиниц составляла 85–95%. В декабре 2019-го этот показатель был на уровне 75%, в январе 2020-го — 63%. Пиковыми в этом году оказались август и сентябрь — загрузка была порядка 88–89%. Из-за отмены массовых мероприятий поток туристов на новогодние праздники в Москву будет меньше. Руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова прогнозирует загрузку московских отелей в ноябре—январе в пределах 5–25%. А доходы отелей в эту новогоднюю ночь будут ниже более чем на 70% по сравнению с прошлым годом.

Розничная торговля

В апреле 2020 года розничные продажи продовольственных товаров в Москве снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 18%, до 189,4 млрд руб. Каким будет новогодний спрос на фоне новых ограничений, спрогнозировать сложно, признает представитель Ассоциации компаний розничной торговли Илья Власенко.

С одной стороны, из-за падения доходов населения рост декабрьских продаж по сравнению с предыдущими месяцами может оказаться не таким заметным. С другой стороны, основной набор продуктов к новогоднему столу останется тем же. По данным Nielsen, в декабре 2019-го самыми популярными продуктами были мясо и мясные продукты, твердые сыры, шоколадные конфеты. На эти четыре категории суммарно приходится почти 15% всех продаж в магазинах в предновогодний период и первую неделю января.

Что касается повсеместного check-in, добровольно никто не будет его вводить, полагают ретейлеры. В случае перевода меры в обязательную они надеются, что регистрация понадобится только при входе в торговые центры, а не в каждый магазин. «Но любые ограничения сказываются на продажах», — отмечает представитель сети «Леонардо» Борис Кац в общении с «Ъ».