Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Скандал с Дзюбой вскрывает социальные проблемы». Почему в России делают вид, что секса не существует

9 ноября 2020, 17:13
«Скандал с Дзюбой вскрывает социальные проблемы». Почему в России делают вид, что секса не существует
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU
В субботу, 7 ноября, в Сеть слили видео, где российский футболист, нападающий петербургской команды «Зенит» и сборной России Артем Дзюба мастурбирует на камеру. Его осудили и фанаты команды, и интернет-пользователи, а позже стало известно, что Артем Дзюба пропустит ближайший сбор национальной команды – такое решение принял ее главный тренер Станислав Черчесов. Вместе с психологом и сексологом корреспондент 66.RU разбирался, почему в этой ситуации мы обвиняем жертву травли и когда в России станут открыто обсуждать вопросы сексуального просвещения.

«В историю трудно войти, но легко вляпаться»

На следующий день после скандала с видео, во время игры между «Зенитом» и «Краснодаром» Дзюба вышел без капитанской повязки, а болельщики разместили на трибунах баннер «В историю трудно войти, но легко вляпаться». Позже стало известно, что футболист пропустит предстоящие матчи со сборной России. По словам главного тренера команды Станислава Черчесова, он принял такое решение, чтобы «...не отвлекаться на посторонние вещи и оградить всех от излишнего негатива и напряжения».

Кто выложил и растиражировал ролик в Сети, до сих пор неясно, но ясно одно: несмотря на поддержку со стороны игроков своей команды и некоторых медийных личностей, для футболиста этот скандал уже стал большим репутационным риском. При этом на видео не происходит ничего криминального и никто, кроме Дзюбы, в ролике не появляется.

«Скандал с Дзюбой вскрывает социальные проблемы». Почему в России делают вид, что секса не существует
Фото: скрин из социальной сети Instagram

«У девушек после потрясения начиналась шизофрения»

Врач-психиатр, психоаналитик и сексолог Ирина Савран считает, что многие обвиняют футболиста, чтобы замаскировать свою неготовность к вопросам сексуального просвещения:

«Все начинают обвинять его, будто он сделал что-то стыдное и плохое. Как родители, которые увидели, что их маленький ребенок мастурбирует и исследует свое тело: это естественно и нормально, но кто-то из родителей может испугаться, потому что тема секса в нашем обществе остается табуированной. Психика не может так быстро перестроиться: еще десять лет назад в свободном доступе не было такого количества эротического контента».

Реакция общества на ситуацию с Дзюбой разнообразная: кто-то шутит на этот счет, кто-то поддерживает, ставит хэштеги и недоумевает, почему личная жизнь человека повлияла на карьеру, кто-то его осуждает. Разные люди занимают разную позицию в соответствии со своими внутренними установками.

Специалист полагает, что человеку проще занять обвиняющую позицию, чтобы не встать в ранг «других», чтобы никто не решил, что он может заниматься чем-то подобным. Но прежде всего, по мнению Ирины, история с Дзюбой вскрывает не только сексуальные, но и социальные проблемы:

«Я до сих пор вижу, что родители не говорят с детьми о сексе, о том, что не нужно отправлять свои фотографии, если кто-то их просит. Цифровой прогресс идет вперед, и возникают вопросы, как себя обезопасить, как обходиться с личной информацией, как регулировать это в правовом поле. У меня в практике были случаи, когда у девушек, после того как их интимные архивы попадали в Сеть, на фоне сильного потрясения начиналась шизофрения. При этом технологии идут вперед, а законодательство отстает – кто возместит ущерб девушкам в таком случае? Они не могут обратиться в полицию, потому что это стыдно, страшно, что тебя просто засмеют, – от этого рождаются новые психологические травмы».

Специалист отмечает, что самая здоровая позиция в этой ситуации – сохранение нейтральности: проанализировать, попробовать встать на роль жертвы и агрессора, поразмышлять о том, что можно сделать, чтобы этого не случилось с тобой, избегать категоричных оценок. При этом, считает Ирина, поднимать вопросы безопасности и сексуального просвещения необходимо:

«Говорить об этом не стыдно и важно. Сейчас учебные заведения готовят сексологов с медицинским образованием, и важно, чтобы люди не боялись со своими проблемами идти к врачу. Поколение, рожденное в восьмидесятые и ранее, – это люди, которые совершенно не могут говорить об этом даже со своим партнером. Они каменеют и впадают в оцепенение».

«Это видео уже лежит на всех детских форумах»

Андрей Булах, врач-сексолог, психотерапевт и психолог, отмечает, что человек не всегда может понять, почему становится частью группового осуждения:

«Эта ситуация сложная и неоднозначная. Массовое осуждение – это ощущение безнаказанности и проявление коллективного бессознательного. Да, он [Артем Дзюба] зря снял ролик, где видно его лицо. Я сомневаюсь, что он самостоятельно его выставил в Сеть, и здесь важно говорить о том, что никто из нас не защищен – вся наша информация, которая появляется в Сети, даже если это личное сообщение, может быть доступна другим людям.

Футболист не сделал ничего, что выходило бы за рамки нормы. Но получилась реклама – это видео в итоге посмотрели все, даже дети. Знакомый сказал мне, что оно уже есть на всех детских форумах и дети 7+ смотрят и обсуждают его».

Специалист замечает, что комментаторы часто ограничиваются интернет-пространством: вряд ли кто-то из них решился бы подойти к футболисту на улице и сказать ему, что он думает по поводу скандала.

«Даже на вчерашнем матче, когда футболиста освистали, проявился инстинкт толпы. Когда ты в толпе, часто присоединяешься к ней неосознанно и даже не можешь объяснить, зачем ты это делаешь. Сейчас все хотят проявить свои эмоции, кто-то хочет просто слить свой негатив и напряжение».

Андрей считает, что скандалы, вскрывающие сексуальные темы, цепляют подсознательную, практически животную агрессию, – это не всегда связано только с низким уровнем толерантности в обществе. Эту ситуацию можно использовать, чтобы обсудить с ребенком-подростком вопросы границ:

«Можно поговорить с подростком, рассказать ему о том, что Дзюба не сделал ничего плохого, мастурбация – это не стыдно, но важно контролировать, чтобы такая информация не стала доступной, потому что потом может быть использована как компромат».

Запретная тема

Судя по всему, тема сексуального просвещения остается в России табуированной. В 2010 году в школах появился предмет «Основы православной культуры», а уроков секспросвета, на которых настаивали общественники, так и не появилось. В 2013 году министр образования и науки Дмитрий Ливанов предложил было снова обратиться к введению в школах занятий о половом просвещении, но в ответ на это уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов посоветовал просвещать детей в вопросах полового воспитания с помощью чтения русской классической литературы: «Сегодня лучшее, вообще-то, половое воспитание — это русская литература. И вообще литература. Больше надо читать детям — и там все есть: и про любовь, и про отношения полов. И воспитывать должна школа детей целомудренными, в духе понимания семейных ценностей».

В том же 2013 году в Госдуме приняли поправки в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который по своей сути отменяет здоровый диалог на тему гомосексуальных отношений и особенно – в подростковой среде. В частности, согласно закону, детям может навредить информация, «отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи».

Не только подростки, но и взрослые россияне не всегда осведомлены в вопросах секса и сопутствующих темах. Например, по данным Росстата за прошлый год, которые приводят «Известия», 17% россиян, то есть каждый шестой, считают что ВИЧ передается через укусы комаров (за десять лет ситуация изменилась – в 2008 году в этом были уверены 40%, – но говорит о том, что представления остаются смутными).