Пытаюсь понять, почему ситуация в Свердловской области сейчас настолько сильно отличается от ситуации в Швеции. Мы очень похожи при оценке общих показателей: 85% населения проживает в городах, плотность проживания около 22 человек на квадратный километр. Правда, доля населения старшего возраста (65+) в Швеции больше и средняя продолжительность жизни выше нашей на 11 лет. Но это уже фактор риска, который реализовался в Швеции в первую весеннюю волну пандемии в виде высокой смертности стариков от COVID-19 в домах престарелых.
![]() Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Швеция, как и мы, не ставила перед собой задачу по избавлению от коронавируса. Общие меры позволили им миновать сильного распространения инфекции и не вовлечь детей, посещавших садики и начальную школу, в активную передачу вируса. К началу осени и у нас, и в Швеции при обследовании населения на наличие антител был примерно одинаковый уровень серопревалентности (число людей в популяции, у которых положительный результат теста на конкретное заболевание) — около 10% жителей с антителами G.
Уровень тестирования методом ПЦР осенью также был одинаковым — 130–140 тысяч тестов в неделю. Это должно быть плюсом для Свердловской области, потому что с учетом численности населения (меньше чем, в Швеции, в 2,3 раза) мы могли бы использовать этот ресурс более эффективно для контроля распространения коронавируса, обследования контактных и выявления бессимптомных.
Однако за два осенних месяца эпидемиологическая ситуация в Свердловской области резко изменилась. И в этом мы сильно отличаемся от Швеции, где нет напряженности в системе здравоохранения, нет очередей из скорых на КТ, не перепрофилируются больницы в ковидные, нет такого же роста госпитализированных с ковидом, увеличения числа тяжелых пациентов в реанимационных отделениях и на ИВЛ.
Сейчас у нас 124 человека на ИВЛ, а в Швеции — 38, в Свердловской области более 6700 госпитализированных, а там всего несколько сотен пациентов в больничных учреждениях. Даже на пике первой волны в апреле в Швеции было 1100 пациентов в стационарах.
Факторы, которые можно не учитывать
Ситуация со школами и вузами одинаковая. Хотя в Швеции студенческий фактор сказался на ситуации в Уппсале — университетском городе, где самая неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в стране, потребовавшая ввода более серьезных мер на этой неделе. Шведские эпидемиологи считают, что сильное распространение в этом городе вирус получил за счет студенческих вечеринок в начале семестра. Но на сегодняшний день там госпитализировано лишь 33 человека, из них 8 получают интенсивную терапию.
Фактор плановой медицинской помощи совпадает. И Свердловская область, и Швеция в августе-сентябре вернулись к оказанию плановой медицинской помощи в полном объеме, включая профилактические и скрининговые программы (рак шейки матки, колоректальный рак).
Фактор отпуска также можно не учитывать. В Свердловской области в августе и сентябре были популярны туристические маршруты на побережье Черного моря, а в Швеции — Средиземного (Испания, Италия, Франция).
Почему у них лучше, чем у нас?
Отличие № 1. Устройство шведских семей
1,7 млн шведов старше 18 лет живут одни (22% населения). Причем чаще всего живут одни люди в возрасте до 30 лет (около 70%) и в возрасте старше 60 лет (около 90%). Около 4,6 млн шведов (60%) старше 18 лет живут с партнером, у 50% из них есть хотя бы один ребенок. Молодые (20–26 лет) и пожилые (старше 55 лет) пары чаще живут без детей. После 18 лет с родителями остаются жить до 24 лет лишь 50% девочек и 60% мальчиков.
При этом 400 тысяч шведов — это родители, которые воспитывают ребенка одни, а бабушки в воспитании детей редко принимают участие. 13,5% женщин и 21,5% мужчин вовсе не имеют своих детей. Получается, что устройство шведского общества естественным образом препятствует широкому распространению коронавируса с охватом людей старшего возраста из групп риска.
Отличие № 2. Сохранение системных мер профилактики распространения коронавируса
В Свердловской области активная отмена мер началась в конце июля и к середине сентября. После отмены самоизоляции в Свердловской области произошел социальный рикошет — активная встреча друзей, семейные мероприятия с участием нескольких семей, перестали соблюдаться принципы социального дистанцирования. В это же время произошел возврат многих организаций к обычному режиму работы сотрудников с отказом от дистанционной работы на дому.
В сентябре и октябре уже проводились массовые очные мероприятия как в закрытых помещениях, так и на улице. На Ural Music Night 18 сентября пришло более 170 тысяч участников и более 2 тысяч музыкантов. VIII Международный форум «Большой Урал – 2020» 25-26 сентября посетило более 2 тысяч участников из 37 регионов и 12 стран. А на Международном VII форуме и выставке 100+TechnoBuild 20–22 октября было более 8 тысяч человек.
Швеция — пример того, как стратегия была адаптирована к поведению людей. Эта стратегия основана на понимании ситуации, и каждый человек в ней рассматривается как ответственное лицо.
Там сохраняется следующий комплекс мер:
- значительная часть предприятий сохранила режим работы на дому для своих сотрудников или ввела гибкую систему работы (несколько рабочих дней в офисе, вывод в офисы не более 30–50% сотрудников);
- до октября действовали строгие ограничения по численности массовых мероприятий (было не более 50 человек, после увеличили до 300);
- основная мера — соблюдение принципа социального дистанцирования;
- отдельная мера — информирование. В Швеции с начала марта в ежедневном режиме проводились пресс-конференции в Агентстве общественного здравоохранения. В октябре их число сократили до двух раз в неделю. Пресс-конференции транслируются в прямом эфире несколькими СМИ, также идет прямой эфир в Youtube.
В итоге, в отличие от жителей Свердловской области, после снижения заболеваемости поведение жителей Швеции существенно не изменилось — в большинстве они продолжали соблюдать принцип социального дистанцирования. В Свердловской области за чередой массивных мер, принятых весной и постепенно отмененных в августе-сентябре, был утрачен главный акцент — социальная дистанция.
Отличие № 3. Высокий уровень доверия населения официальным рекомендациям и самостоятельное соблюдение профилактических мер в Швеции.
Если официальные лица в Швеции что-то говорят, большинство населения обычно соглашается. Вот статистика: более 95% шведов соблюдают рекомендации по гигиене рук, 74% остаются в свободное время дома, 58% не встречаются с друзьями, 72% избегают общественного транспорта, 42% перешли на режим домашней работы.
Какие меры в Швеции рекомендованы в связи с ростом заболевших в октябре?
- Здоровые люди, живущие вместе с человеком, у которого диагностирован covid-19, должны оставаться дома в течение семи дней и должны быть протестированы через 5 дней. Рекомендация не распространяется на детей дошкольного и начального школьного возраста. Также исключены из рекомендации лица, которые имели ранее положительный тест ПЦР или у которых обнаружены антитела не позднее 6 месяцев. Часто инфицирование происходит дома, так что эта мера направлена на снижение риска дальнейшего распространения инфекции на рабочем месте.
- В регионах с повышенной заболеваемостью (Уппсала, Сканне): избегать поездок на общественном транспорте, избегать физических контактов со всеми, с кем вы не живете; работать дома; не организовывать вечеринок и праздников с участием тех, с кем вы не живете.
Маски в Швеции не обязательны, но часть населения использует их.