Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Раньше — ракушки на шее, сейчас — фото на яхте». Как в будущем будут изучать нашу эпоху по Instagram

7 октября 2020, 13:00
Колонка
«Раньше — ракушки на шее, сейчас — фото на яхте». Как в будущем будут изучать нашу эпоху по Instagram
Фото: 66.RU
История — противоречивая наука. Современные исследователи вынуждены рассказывать о прошлом по тем немногочисленным источникам, которые пощадило время. О том, как историки будущего будут изучать наше время, в авторской колонке рассказывает кандидат исторических наук и доцент кафедры теории и истории международных отношений УрФУ Антон Кочнев.

Этот материал мы сделали вместе с УрФУ, которому в этом году исполняется 100 лет. Узнать больше об истории самого университета можно здесь.

- Люди не имеют доступа к историческим источникам — это большая проблема в популяризации науки. Человек, подробно не изучавший до этого историю, приходит в книжные магазины и не находит нормальной литературы — научных статей, монографий. А те из немногих, что могут стоять на полке, — сложны, для их освоения нужно обладать особыми навыками и знаниями.

Продавцы книг понимают, что среднестатистический читатель не будет тянуться к серьезной литературе, и предоставляет покупателю чтиво попроще. Поэтому на полках книжных стоит нечто в яркой обложке в стиле «исторический экшн». Наверное, на таком хорошо зарабатывают, но подобные книги создают псевдонаучное безобразие. Человек приходит в магазин, видит такую литературу и с желанием узнать что-то полезное покупает, читает, вдохновляется. Потом при встрече с историком трясет его за воротник и, плюясь в лицо, пытается доказывать ему, что тот говорит неправду, «ведь в книге было написано».

«Раньше — ракушки на шее, сейчас — фото на яхте». Как в будущем будут изучать нашу эпоху по Instagram
Фото: 66.RU

Поэтому каждому, кто берет в руки такую книгу, стоит понимать: как правило, ее автор — не ученый. Чтобы убедиться в этом, откройте список литературы, используемый в книге. Если там нет ссылок на монографии, достоверные исследования, то перед вами не научная работа, а что-то сродни «фэнтези». Если же автор книги — серьезный ученый, то он наверняка использовал научные методы исследования, обращался к проверенным письменным источникам или подробно изучал вещественные.

Что же касается научных способов изучения истории, то они нужны, например, для определения возраста того или иного артефакта. В археологии это — стратиграфия. Суть ее — в послойном изучении памятника, а точнее, пластов горных пород. Например, при раскопках древних городов стратиграфия позволяет увидеть так называемый разрез, культурный слой, который откладывался в каждую эпоху.

Прекрасный пример применения стратиграфии находится в Екатеринбурге. Это усадьба купца Рязанова на улице Куйбышева. Вы наверняка задавались вопросом: почему окна здания упираются прямо в дорогу? Некоторые объясняют это тем, что когда-то здесь произошел потоп, землю размыло, дом просел и так далее. Но на самом деле это не так: в 19 веке дворец стоял на возвышенности. Это видно на исторических фото. В 30-е годы для строительства трамвайной линии сделали большую насыпь, и дом оказался спрятан за дорогой, а в 50-х на территорию приусадебного сада (он занимал целый квартал и тянулся до Исети) начали свозить мусор. В итоге уровень земли поднялся на два-три метра и первый этаж усадьбы оказался спрятанным.

«Раньше — ракушки на шее, сейчас — фото на яхте». Как в будущем будут изучать нашу эпоху по Instagram
Фото: 66.RU

Все это лишний раз показывает, что раньше люди ходили и ездили гораздо ниже. До наших дней наросли многометровые культурные слои от каждой эпохи, которые подняли весь город, и современные горожане ходят уже по ним. Например, если взять временной промежуток 600–700 лет, то тогда люди ходили ниже на 15 метров.

И если сейчас мы исследуем древние времена благодаря стратиграфии и другим научным методам исследования, изучаем письменные и вещественные источники, то нашу с вами эпоху историки будут изучать по электронным источникам и документам. Отличная их иллюстрация — это социальные сети.

Это исторический источник, который мы с вами создаем каждый день. Он уникален. Раньше люди не заморачивались документацией мелочей жизни — как ели, как сидели, как спали и прочее. Мы же делаем это постоянно. Вспомните, вы же наверняка за последнюю неделю опубликовали пост в фейсбуке или инстаграме. Может, когда-нибудь он окажется в руках у историков и расскажет им чуть больше о нашей жизни.

«Раньше — ракушки на шее, сейчас — фото на яхте». Как в будущем будут изучать нашу эпоху по Instagram
Фото: 66.RU

Конечно, люди в соцсетях склонны к тому, чтобы показывать только хорошие стороны жизни. Возникает вопрос: как историки будущего смогут объективно изучать информацию, если им доступны только такие отредактированные, отфильтрованные данные? Но давайте вспомним портреты 18 века. Судя по ним, тогда жили одни красавцы. Адекватный исследователь поймет, что художник изображает людей и окружающий мир симпатичнее, чем на самом деле, чтобы ему голову не отрубили. То же и с инстаграмом. Если мы сделаем поправку на это, снимем этот фильтр, то поймем, зачем вообще этот фильтр нужен: это инструмент социализации, людям важно показать, что у них все в жизни прекрасно. Если раньше древние люди показывали это ракушечками на шее, то сейчас фото на яхте. Природа человека не меняется.

Поэтому не переживайте по поводу объективности будущих историков. Если они возьмут не только фотографии, но и переписку, где мы жалуемся друг другу на жизнь, то тут им все про нашу реальность станет понятно.