Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Происходящее в Белоруссии — наша сфера ответственности». Конспект интервью политолога Екатерины Шульман

12 сентября 2020, 18:18
«Происходящее в Белоруссии — наша сфера ответственности». Конспект интервью политолога Екатерины Шульман
Фото: Григорий Постников, 66.RU
В Ельцин Центре прошло публичное интервью с Екатериной Шульман. Политолог поделилась мнением о событиях в Белоруссии, протестах в Хабаровске и екатеринбургской инициативе по возвращению прямых выборов мэра. Корреспондент 66.RU сделал краткий конспект ее выступления по главным вопросам.

Публичное интервью прошло в атриуме Ельцин Центра, его провел издатель It’s My City Дмитрий Колезев. Для политолога это первое офлайн мероприятие с начала пандемии, поэтому в большом интервью она затронула множество тем.

Сценарии развития ситуации в Белоруссии

Сейчас Белоруссия и Россия становятся более политически связаны, что несет риски для обеих стран. Как ни странно, для России эти риски больше. В понедельник пройдет, возможно, исторический визит Александра Лукашенко в Сочи.

В таких моментах внимание общественности приковано к привычной угрозе. Люди, когда начинают бояться, боятся, что все будет как в прошлый раз — в нашем случае как с Крымом. Многие опасаются, что Россия хочет использовать ситуацию, чтобы присоединить Белоруссию. Но здесь опасность несколько другая: поддержав действующую белорусскую власть, Россия сильно инвестировала в нее политически и идеологически. Поэтому сейчас все, что там происходит, стало в некоторой степени нашей сферой ответственности.

При этом белорусский политический режим носит паразитический характер и связан с российским. В такой ситуации вопрос об объединении становится неоднозначным — кто кого присоединит? Паразиты, захватив и обглодав небольшую жертву, пытаются перейти в более крупную, чтобы обосноваться в ней. Это может происходить и в политической среде.

Стоит учитывать, что политические лидеры недемократического типа, особенно те, которые долго сидят, имеют сильные инстинкты власти. То есть они хорошо умеют сохранять власть. В текущей ситуации обе стороны «хороши», степень их общественной пользы и общественного вреда дискуссионны. Нужно смотреть за ними и помнить, что не нужно опасаться того, чего вы опасались в прошлый раз.

«Происходящее в Белоруссии — наша сфера ответственности». Конспект интервью политолога Екатерины Шульман
Фото: Григорий Постников, 66.RU

В течение всего 2019 года шло давление на Белоруссию к более глубокой экономической интеграции. Наш Минфин говорит, что это была какая-то прогрессивная программа по образцу Евросоюза, когда обе страны сохраняют политическую независимость, но объединяются экономически для взаимовыгоды. При этом одновременно появляется общесоюзный парламент, а программа до 2024 года предполагает появление единого государства. В таком случае Россия переучреждается и происходит обнуление сроков действующего президента.

Но поскольку такой сценарий стал невозможен, у нас пришлось прибегнуть к менее красивому маневру и провести поправки в Конституцию. Вариант, который Москва сейчас предлагает Минску для решения кризиса, очень напоминает то, что произошло у нас: конституционная реформа, парламентские выборы, президентские выборы.

При этом неизвестно, что будет с теми договоренностями, которые Минск не принял в 2019 году. Сейчас, конечно, он слаб и, может быть, согласен на все. Но действующую власть могут снести протестующие или даже уставшие силовики. Тогда эти соглашения обесценятся. В то же время все может произойти по-другому, и Лукашенко наоборот усилится за счет подписания договоров. Тогда, получив от России необходимое, ему незачем будет выполнять договоренности, на которые он пошел в момент слабости. В этом главная трудность текущего положения.

Возвращение прямых выборов мэров — демократическая реформа

Отмена прямых выборов мэров стала одной из худших реформ для российской политической культуры. Екатеринбург в последние годы стал флагманом борьбы за их возвращение, и я внимательно слежу за тем, как у вас это идет.

Чем хорош сбор подписей, который провели у вас, — он демонстрирует масштаб поддержки инициативы. От 14 тыс. подписей горожан сложнее отмахнуться, чем от нескольких депутатов Законодательного собрания. Люди должны иметь право выбирать руководство. Ваши активные действия могут помочь донести до властей необходимость прямых выборов. Вы собираете подписи, и это значит, что людям не все равно.

Рационально было бы разрешить людям выбирать мэра, а назначенный губернатор уже работал бы с ним. Это нужно и важно, в том числе и для усиления политической видимости городов. Если в Екатеринбурге вернут прямые выборы мэра, это будет настоящей демократической реформой.

«Происходящее в Белоруссии — наша сфера ответственности». Конспект интервью политолога Екатерины Шульман
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Голосование по поправкам изменило электоральную систему

Конституционное голосование ввело новые электоральные правила, которые теперь затронут и настоящие выборы. 13 сентября у нас единый день голосования. Ассоциация наблюдателей «Голос» назвала правила проведения выборов худшими за 25 лет. Это и с точки зрения введения новых фальсификационных практик, и по пассивному избирательному праву (праву быть кандидатом и быть избранным), и по возможностям для наблюдений.

При этом растет интерес к политической жизни. Сейчас люди не рассматривают вариант неучастия в выборах. Даже бойкот рассматривается как определенное политическое заявление.

Отравление Алексея Навального

Говорить сейчас очень сложно. Все эксперты, которым я склонна доверять, говорят разные вещи. Кто-то считает, что ситуация с Навальным никак не повлияет на строительство Северного потока – 2, потому что есть заинтересованность Германии в этом проекте. Другие говорят, что Северный поток – 2 умер еще в прошлом году и развиваться в любом случае никак не будет.

Сейчас мы, конечно, надеемся, что для Алексея эта история закончится благополучно и как можно быстрее. Внешнеполитические последствия отравления Навального пока неясны. Внутриполитические последствия будут зависеть от результатов медицинских исследований и подтвердится ли попытка отравления.

Сейчас власти реагируют на эту ситуацию так же, как и на дела Литвиненко в 2006 и Скрипалей в 2018. Вышестоящие люди заявляют, что никакого отравления не было и доказательств, подтверждающих обратное, нет. Возможно, это связано с тем, что при попытке отравления проще изобразить, что ты здесь ни при чем, чем когда человека убивают из пистолета.

Протесты в Хабаровске

Около 74% людей в России следят за протестами в Хабаровске, а больше половины поддерживают протестующих. Возможно, именно поэтому там нет жестких разгонов и репрессий. Массово людей не трогают, так как уровень сочувствия велик.

Протест в Хабаровске воспринимается как справедливый. Протестующие тем самым обеспечили себе некоторую степень неприкосновенности. При этом ощущение того, что там ничего не происходит и никаких результатов нет, накапливается у людей. Появляются некоторые спикеры, которые говорят, что пока вы публично не сожжете омоновца, вы ничего не добьетесь. Они делают это специально, чтобы мирные протестующие, которые не признают таких методов, поддались чувству бесполезности и перестали бы выходить на улицы.

Но люди продолжают спокойно собираться в городе без лишней агрессии, поэтому этот опыт уникален для нас. Чем он обернется, мы увидим позже.

«Происходящее в Белоруссии — наша сфера ответственности». Конспект интервью политолога Екатерины Шульман
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Влияние пандемии на политические системы

Пока никто власти из-за пандемии не лишился и никто к ней вследствие эпидемии не пришел. Можно говорить что-то про США, но в Америке выборы не сильно потрясают почву. Редко кто из президентов не смог себе обеспечить второй срок. Возможно, случай с Трампом будет одним из них, но об этом я осторожно говорю. Сейчас даже непонятно, какое влияние окажет движение BLM (Black Lives Matter) на выборы. Там много происходит интересного, но система держится и стоит.

В России не случилось политического коллапса или массовой смертности. Рост смертности был достаточно высокий, но у нас помимо коронавируса естественным образом растет смертность людей из поколения 50-х годов. Да, администрации врали относительно статистики, но при этом не разбегались — то есть старались сохранить хоть какую-то более или менее реалистичную картинку.

В политической системе ползущий федерализм — то есть передача полномочий губернаторам — был правильным решением. Пока мы видим, что наша система администрирования на региональном уровне довольно качественна. Система показала свою функциональность. Да, она чрезвычайно дорогая, но губернаторы умеют руководить.