В Екатеринбурге на 82-м году жизни скончался писатель Владислав Крапивин. Он родился 14 октября 1938 года в Тюмени. В 1961 году окончил отделение журналистики филологического факультета Уральского университета им. Горького в Свердловске. Весной 1960 года в журнале «Уральский следопыт» был опубликован первый рассказ Владислава Крапивина. Еще через два года вышла его первая книга «Рейс «Ориона».
Владислав Крапивин известен как автор сотен романов, повестей и рассказов. Из них родился целый собирательный образ так называемых «крапивинских мальчиков» — отважных подростков с деревянными шпагами в руках, наделенных обостренным чувством справедливости и мечтающих о море.
В 2013 году Крапивин стал лауреатом премии президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества — за вклад в развитие детской литературы. Но не менее важное место, чем литературное творчество, в жизни Крапивина занимал созданный им 2 июля 1961 года в Свердловске отряд «Каравелла».
«За 53 года его работы тысячи подростков — тысячи — прошли здесь настоящую школу дружбы, взаимоподдержки и патриотического воспитания», — заявил Владимир Путин на церемонии награждения Владислава Крапивина в Кремле в 2014 году. |
Отряд функционирует до сих пор, его возглавляет невестка писателя Лариса Крапивина. Профиль отряда — журналистика, морское дело, фехтование. Сначала «Каравелла» имела статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер», но со временем из внешкольного корпункта и парусной флотилии стала центром гражданско-патриотического воспитания.
Воспитанников учат строить корабли, управлять яхтами, сражаться на шпагах, снимать кинофильмы, играть в спектаклях, записывать непридуманные истории для публикаций. Дети получают возможность ощутить жизнь в мире героев книг Крапивина.
Девиз отряда: «Tamborileros, аdelante!», что в переводе с испанского означает «Барабанщики, вперед!». У «Каравеллы» есть Устав, его приняли в конце 60-х годов, по нему жило не одно поколение воспитанников. Устав можно считать правилами жизни командора — Владислава Крапивина:
- Ветер и волна не прощают никаких ошибок, и во время шквала учиться поздно. Учись морскому делу заранее.
- На судне только один командир. Слово его — железный закон.
- Ночью и днем, в любое время года, в любую погоду каждый из нас готов к выполнению задания редакции, пресс-центра и флотилии.
- Я сделаю все, чтобы выполнить задание точно и в срок.
- Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня.
- Я никогда не обижу того, кто меньше или слабее. Всегда буду помощником и защитником младшим товарищам.
- Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость — это когда человек боится и все-таки не сворачивает с дороги.
- Я буду помнить, что если в каком-то трудном деле, в борьбе один на один с опасностью или бедой я потерплю поражение, «Каравелла» придет на помощь. Если победа не по силам «Каравелле», помогут ее друзья.
- Везде и всегда я буду помнить, что я состою в «Каравелле», и никогда не сделаю ничего такого, что может подвести отряд.
- Я буду с гордостью носить форму и знаки различия «Каравеллы», не обращая внимания на завистливые взгляды, насмешки и разговоры. Я не позволю никому грубо коснуться нашивок и значков пресс-центра и флотилии.
- Везде и всегда, всеми силами я буду охранять и беречь знамена флотилии и пресс-центра.
- Взяв в руки оружие, я буду помнить, что в нем заключена смерть. Поэтому я никогда не направлю даже незаряженное оружие на человека, не обнажу клинка против соперника, не защищенного маской, если только эти люди не будут настоящими и опасными врагами.
- Никакие причины не освобождают от ответственности никого из членов «Каравеллы», если он, находясь в силах и сознании, нарушил ППСС или правила безопасности в плавании.
- Я могу поссориться с друзьями, обидеться на всех ребят, но даже в этом случае я не покину «Каравеллу» в трудном деле, походе или плавании, потому что это — предательство.
- Я готов немедленно оставить все дела и мчаться на сигнал «Тревога». Такой сигнал никто и никогда не имеет права подавать зря.
- В любом деле, в любом шуме, в любом споре я немедленно замолчу и стану слушать человека, сказавшего: «Внимание, циклон!». Это сигнал особой важности.
В конце июля 81-летний Владислав Крапивин попал в реанимацию с пневмонией. Болезнь развилась, так как последние месяцы он вел малоподвижный образ жизни из-за ограничительных мер, объясняла Лариса Крапивина. Между тем она сама переболела коронавирусом.
В августе Владислава Крапивина выписали из больницы, но он был в гораздо более тяжелом состоянии, чем до госпитализации. После публичного заявления родственников, писателя вновь положили в стационар. Весь август он провел в больнице. Состояние Крапивина то улучшалось, то ухудшалось. Рядом с ним дежурили родственники, больше в палату никого не пускали.