Этим летом в Боголюбском женском монастыре под Владимиром скончался схиархимандрит Петр (Кучер), которого называли лидером православных фундаменталистов. Теперь его вероятным преемником называют Сергия (Романова), представитель которого опубликовал фильм о Кучере под называнием «Архимандрит Петр Кучер — старший брат схиигумена Сергия».
Жизнь до прихода в православие у Петра Кучера и Николая Романова отличается. Между ними 29 лет разницы в возрасте. Петр Кучер родился в 1926 году. В 17 лет его призвали в армию, и с 1943 года он участвовал в сражениях Второй мировой войны на территории европейских стран. После войны демобилизовался, работал ветеринарным врачом.
К вере он, как и Николай Романов, пришел после 40 лет. В 49 лет Петр Кучер стал священником, а в 1991 году принялся за восстановление Задонского Свято-Тихоновского монастыря в Липецкой области. Через десять лет на Урале Николай Романов начнет строительство Среднеуральского женского монастыря.
В апреле 1996 года Петр (Кучер) отказался начать пасхальную службу на час раньше — не с полуночи, а поздно вечером в субботу. Это стало причиной конфликта с епархиальным начальством. Публично Кучер не касался скандала в обители, а использовал амвон, как и схимонах Сергий, для политических заявлений: архимандрит Петр агитировал паломников голосовать за коммуниста Геннадия Зюганова на президентских выборах.
Сейчас Задонский монастырь — обитель, где занимаются животноводством, пчеловодством, выращивают виноград. Бренд монастыря — святой Тихон Задонский. |
После скандала в Среднеуральском монастыре игуменье пришлось уехать из обители, а Сергий остался там с большинством сестер. В случае Петра (Кучера) события разворачивались по-другому, и в итоге на улице оказались шестьдесят монахинь и их непокорный духовник. Некоторое время община жила на Липецком железнодорожном вокзале, а затем Кучер решил примкнуть к альтернативной Российской православной автономной церкви. По другим данным, он вошел в Суздальскую Автономную церковь.
Сестры и священник основали небольшой монастырь РПАЦ под Владимиром, но не пробыли там долго. Спустя еще месяц скитаний опального архимандрита пригласил (по другой информации, он сам попросился) руководитель Владимирской епархии Евлогий (Смирнов). После покаянного письма в адрес патриарха Алексия II общину поселили в Боголюбский женский монастырь.
Там Петр (Кучер) взялся за старое с еще большим рвением. Во-первых, как и Сергий, архимандрит стал бороться с ИНН и чипизацией. Во-вторых, как и Сергий, он поощрял отказ от документов. В-третьих, как и Сергий, всех несогласных объявлял экуменистами. В-четвертых, как и Сергий, почитал одновременно Иосифа Сталина и Николая II.
Среди православных Кучер известен как идеолог всенародного чина покаяния, самый авторитетный «царебожник» 1990-х и 2000-х.
Чин всенародного покаяния проводился (а некоторые верующие до сих пор читают его дома, «келейно», или в группах по договоренности) в селе Тайнинском Московской области, где якобы располагался путевой дворец первого царя династии Михаила Романова. Исполнители этого чина считают убийство Николая II грехом всех россиян, за который страна «расплачивается» войнами и кризисами. Чтение этого чина должно даровать божье прощение и нового царя, который решит все проблемы.
В Сети до сих пор можно найти фрагменты чина, который служил Петр (Кучер), а последование для частного чтения распространяется негласно.
После кончины схиархимандрита сестры монастыря записали видео — оно напоминает поздравительную песню для схимонаха Сергия.
В Боголюбский женский монастырь стали съезжаться женщины, которые считали Петра (Кучера) своим духовным отцом. В обители организовали приют для детей. Архимандриту удавалось привлекать и богатых благотворителей, которые охотно жертвовали на восстановление монастыря, и менее состоятельных верующих.
В монастыре проводили отчитки — ничего не напоминает? — и готовились к приходу Антихриста. Есть свидетельства, что Кучер благословлял закупать продукты килограммами и их якобы закапывали в селах вокруг монастыря, но эти слухи ничем не подтверждены.
Начальству Владимирской епархии поведение Петра (Кучера) не очень нравилось. А сам он конфликтовал с настоятельницей монастыря. Когда в 2004 году его по какой-то причине решили сместить, во Владимире прошло массовое шествие сторонников архимандрита, и церковным иерархам пришлось смириться. Кучера оставили в покое. Еще одна параллель: в начале 2010-х воспитанница приюта обвинила опекунов в жестоком обращении с детьми, которые воспитывались там. А семья одной из девушек, решившей стать монахиней, пыталась добиться ее возвращения в мир. Но, несмотря на репутационные потери после скандалов, монастырь сохранил руководство.
Фото: Дмитрий Антоненков, 66.RU |
---|
Если сравнивать схиархимандрита и схиигумена, то сторонники Петра (Кучера) оказались многочисленнее и настойчивее — хотя в YouTube его проповеди не публиковали. |
В начале лета схиархимандрит Петр скончался, в июле умер епископ Евлогий, который «приютил» его в Боголюбском монастыре. Теперь место лидера православных фундаменталистов может занять Сергий (Романов), у которого для этого есть все шансы. Вот интервью о его перспективах.
И хотя епархия решила распределить насельниц Среднеуральского монастыря по другим обителям, а YouTube-выступления Романова блокируют правоохранители, уральские раскольники не намерены сдаваться. И, судя по биографии Петра (Кучера), у них есть все шансы на благополучное разрешение конфликта.