Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Поверьте, без масок детям будет лучше». Интервью с директором гимназии о подготовке к 1 сентября

25 августа 2020, 09:00
интервью
До начала учебного года — неделя. Многие родители выступают за сохранение дистанта, потому что соблюдать в школе меры безопасности, по их мнению, нереально. Учителя — против. Елена Никандрова, директор гимназии № 35, которая регулярно входит в список лучших школ страны рейтингового агентства RAEX, объясняет, почему офлайн-обучение продуктивнее и не будет представлять опасность для жизни детей, а также рассказывает, что для этого делают сами школы.

Судя по комментариям в соцсетях под новостями об организации учебного процесса, большинство родителей ждут 1 сентября с ужасом. Департамент образования пытается унять панику, но получается пока плохо. Вопросов о том, как все же будут учиться дети, пока в городе продолжают действовать масочный режим и требования сохранять социальную дистанцию, много.

Материал подготовлен вместе с FORTIS Development, застройщиком жилого комплекса «Основа». Гимназия № 35 — школа, куда дети, живущие в комплексе, могут пойти по прописке. Учебное заведение является базовой школой «Высшей школы экономики», сотрудничает с УрФУ и занимает первое место по оценке знаний учащихся политехнических классов Свердловской области среди студентов вуза.

— Родители уверены: если отправить детей в школы 1 сентября, то новая волна пандемии коронавируса неизбежна. Департамент образования Екатеринбурга уверяет, что этого не произойдет, так как в школах установят санитайзеры, а на входе в образовательное учреждение будут измерять температуру. Но я не могу понять: как вы всем ученикам измерите температуру, избежав их скопления в одном месте? Это же длинная очередь в несколько сотен человек.

— Частично схему нового порядка мы отработали, когда выпускники сдавали ЕГЭ. Тогда школа одномоментно принимала пару сотен человек. Да, сейчас ситуация будет сложнее. У нас в школе — почти 1,5 тысячи человек, которые учатся в две смены. Развести их, чтобы не было очередей, можно двумя способами. Первый вариант: через разные входы. У нас, например, в основном здании школы их семь. Второй вариант — скорректировать для классов время начала уроков.

То же самое — с работой столовой. Мы разведем обед школьников по времени. Например, после первого урока в столовую приходит начальная школа, после второго — средняя, после третьего — старшая.

Сегодня каждая школа прорабатывает логистику в зависимости от конфигурации зданий. Мы прорисовываем маршруты и рассчитываем риски.

— Допустим, вы продумаете маршруты передвижения для каждого класса. Сделаете так, чтобы дети не пересекались друг с другом, изменив время начала уроков. Но как же перемены? Как во время перерыва можно ограничить общение детей?

— Согласна, вопросы, на которые нет ответов, есть и у нас. Думаю, в этом случае мы будем отталкиваться от опыта работы, когда классы находятся на карантине. Поверьте, нам важно сберечь здоровье как каждого школьника, так и каждого сотрудника, чтобы прийти с минимальными потерями к максимальному результату.

«Поверьте, без масок детям будет лучше». Интервью с директором гимназии о подготовке к 1 сентября
Фото: 66.RU

— Цель ясна, но что будет, если что-то пойдет не так? Вы же понимаете, что если заразится хоть один школьник, тумаки полетят на школу и учителей, вне зависимости от того, что ребенок мог подхватить инфекцию в другом месте?

— Есть замечательная фраза: не позволяй несвершившимся неприятностям испортить тебе жизнь.

Я видела многочисленные вопросы родителей на форумах. Что делать, если у одноклассника моего ребенка будут сопли, но не будет температуры и его пропустят в класс — вдруг он заразен? Как будут обрабатываться классы? А почему дети будут без масок, если масочный режим не отменен?

Наша задача — сберечь жизни и здоровье всех. Это сложно? Да. Есть время, чтобы все организовать и просчитать? Есть.

И поверьте: без масок дети учатся лучше. Это, конечно, мое мнение, и оно основано только на наблюдениях во время сдачи ЕГЭ. Но это вы, взрослые, можете привыкнуть к тому, что у вас на лице что-то надето. А детей маски отвлекают, и сосредоточиться они с ними не могут.

— То есть вы относитесь к этому как к интересному опыту, которого еще не было?

— По сути, да. Ситуация, сложившаяся из-за карантина, особенно период с апреля по май, когда дети перешли на дистанционное обучение, дала точки роста. Главная из них — онлайн-образование. Учителя — крайне статичная профессиональная группа, у нас год от года все стабильно и без сюрпризов.

Когда случился переход на дистант, нам пришлось быстро переобуться, выйти из зоны комфорта, разобраться в новых форматах работы с кучей неизвестных. Было сложно, но мы добавили в свой арсенал приемы, которые позволяют быстро обмениваться информацией и принимать организационные решения. Думаю, что отработанные методы дистанционного обучения еще пригодятся. Например, они будут полезны детям, которые часто болеют и пропускают из-за этого много занятий.

«Поверьте, без масок детям будет лучше». Интервью с директором гимназии о подготовке к 1 сентября
Фото: 66.RU

— Или, например, когда наступит вторая волна пандемии…

— Мы не можем ее исключать. Но сейчас у нас есть хотя бы знания, как в этом случае работать. Конечно, не хочется, чтобы ими пришлось воспользоваться. Хочется работать без вынужденных ограничений. Потому что живое общение, глаза в глаза, дает ученикам гораздо больше.

Но у жизни, как правило, свои условия. Поэтому если будет вторая волна: дорогие родители, берегите здоровье. Как свое, так и ребенка. Как физическое, так и психическое. Попробуйте уменьшить тревожность. Не только у ребенка.

И научите ребенка планировать время. Практика показала, что самыми успешными детьми на дистанционном обучении оказались те, кто умеет планировать свою жизнь и умеет учиться. Именно они рванули вперед, некоторые — неожиданно.

— А на отличниках это не сказалось? Некоторые же дети учатся хорошо только потому, что их заставляют это делать.

— Тем, кого надо заставлять учиться, пришлось несладко. Еще сложнее оказалось их родителям. Но на отличниках это не сказалось. Их число в нашей школе статично год от года. Медалистов из-за коронавируса тоже меньше не стало. В этом году мы выпустили 25 медалистов, из них 11 набрали 100 баллов по ЕГЭ, еще у одной выпускницы 200 баллов (русский язык и химия). Больше «стобалльников» — на два человека — только у гимназии № 9. Думаю, это хороший показатель.

«Поверьте, без масок детям будет лучше». Интервью с директором гимназии о подготовке к 1 сентября
Фото: 66.RU

— «Девятка» — лучшая школа города. По крайней мере, так принято считать. Туда и поступить сложно, и учиться непросто. Как удается наступать ей на пятки?

— Наша школа — это многопрофильное образовательное учреждение. В школе есть пять профилей: медицинский, физико-технический, информационно-технологический, социально-экономический и гуманитарно-лингвистический. Идея в том, чтобы дети в рамках одного учреждения имели возможность выбрать свою траекторию развития.

Образовательная программа, по которой мы работаем, позволяет заниматься развитием ребенка начиная с младших классов. Но речь идет не только про федеральные образовательные стандарты, но и про внеурочные занятия: кружки, проектную деятельность, участие в грантах. Например, в прошлом году школа стала победителем премии имени Татищева и де Геннина с проектом Uralit в номинации «За заслуги в области образования, культуры и искусства». Кроме того, гимназия, по решению ЮНЕСКО, была названа в числе 100 лучших школ России, а также вошла в топ-50 лучших школ РФ, реализующих инновационную деятельность с применением инновационного образовательного ресурса ЯКласс, разработанного и поддерживаемого фондом «Сколково».

В совокупности это дает отсроченный, но стабильно хороший результат при выпуске. Впрочем, все бы это не работало, если бы не было наших учителей, учеников и их мотивированных родителей.

Жилой комплекс «Основа» строится в Пионерском районе, напротив Основинского парка. Жителям комплекса не придется выезжать за пределы микрорайона, чтобы удовлетворить любые повседневные потребности — отвести ребенка в садик, школу или спортивную секцию, посетить фитнес-клуб или сходить в кино — инфраструктура давно создана.

С другой стороны, каждый сможет планировать свой досуг, не беспокоясь о том, сколько времени придется потратить на дорогу: путь до центра займет 10 минут, а удобные выезды из микрорайона помогут с легкостью добраться в любую точку города.