Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Четыре ржавые детали школьной системы образования, которые калечат детей. Колонка психолога

7 июля 2020, 15:30
Колонка
Четыре ржавые детали школьной системы образования, которые калечат детей. Колонка психолога
Фото: 66.RU
Учитель — это работа, которую выполняют люди. Как у любой другой, у этой профессии есть темная сторона и свои острые углы. Клинический психолог Никита Романов в авторской колонке рассказывает о них и о том, как эта темная сторона влияет на психику школьников в будущем.

За 11 лет личной практики я встречал десятки детей, для которых профессия учителя давно утратила свою чистоту и благородство. Одну девочку травили одноклассники после того, как педагог публично обесценила уровень дохода ее семьи. Другая учительница назвала «толстой и некрасивой». Третьего мальчика чуть не исключили за то, что он вступил в спор с преподавателем. Во многом это связано с тем, что родители перекидывают ответственность за воспитание детей на педагогов. Но на фоне перегрузки система начинает давать сбои. Какие же элементы в механизме под названием «Школа» требуют замены?

Деление учеников на «любимчиков» и «двоечников». Одни становятся медалистами, повышая рейтинг школы, вторые — неудобными и лишними. Одних подтягивают в оценках (особенно если это дети учителей), вторым — годами прививают позицию «неудачников». Первым уделяют дополнительное время, вторых — обходят стороной. Ибо кому хочется бесплатно возиться с ребенком из неблагополучной семьи, который сбегает с уроков, хамит, режет руки и другими способами показывает, что нуждается в поддержке.

Эта ситуация знакома каждому. Грустна она тем, что неудобным школьникам годами прививается позиция «неудачника», которая убивает самооценку и негативно влияет на дальнейшие перспективы. Если годами говорить человеку, что он — дурак, то он в это поверит.

Вторая деталь, которой нужна замена, — это агрессия учителей. Неудовлетворенность собственным уровнем дохода, проблемы в семье, низкая самооценка, возрастные кризисы и нежелание поиска общего языка с детьми приводят к взрывным реакциям на уроках. Оскорбления, занижение оценок, физическое насилие, насмешки и обесценивание личности ребенка — это лишь небольшой список «социально приемлемых» форм агрессии. Добавьте к этому замыленные стереотипы из разряда «учитель всегда прав!» или «старших нужно уважать!» и на выходе получите поломанную психику ребенка, а также отличный старт для буллинга в среде одноклассников.

К сожалению, большинство родителей даже не пытаются выслушать обе стороны, доверяя учителю. Это тоже «закрывает» (и без того задавленного учительским авторитетом) молчащего ребенка и еще больше снижает его уровень адаптации. Дом окончательно перестает быть крепостью.

Третье проржавевшее звено — это ригидность школьной программы. Да, она дает хороший фундамент для дальнейшего поступления в учебные заведения, но она совершенно не пластична. Многие педагоги все еще считают, что современная литература — это произведения «деревенщиков», а вся эстетика поэзии застыла в одной лишь фамилии — Пушкин. Это попахивает скрытой нетолерантностью и ограниченностью кругозора, где новое приравнивается к интересам «быдла», а из учителей делает истинных гурманов, автоматически обнуляя заслуги писателей поколения миллениалов и интересы молодежи.

Четвертый элемент, требующий переосмысления, — нежелание некоторых педагогов идти в ногу со временем: осваивать современный сленг, изучать новейшие педагогические приемы, разбираться в «хайповой» музыке и трендах, читать современные книги по возрастной психологии. Знания, полученные в педагогическом вузе 40 лет назад, не всегда работают сегодня. Это создает разрыв между учителями и учениками, способствует взаимному недопониманию и конфликтам.

Ни в коей мере не обесцениваю профессию учителя и не утверждаю, что описанные моменты являются системой. Но нам все-таки следует принять: некоторые элементы механизма по имени Школа требуют переосмысления. Может, так и в среде «неудачников» наконец-то начнут рождаться гении.