Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Во времена любимого вами Сталина вы бы закончили на лесоповале». Открытое письмо митрополита отцу Сергию

6 июля 2020, 13:31
«Во времена любимого вами Сталина вы бы закончили на лесоповале». Открытое письмо митрополита отцу Сергию
Фото: пресс-служба Екатеринбургской епархии
Правящий архиерей заявил, что проповеди схиигумена «полны не только глупостей, но и клеветы и лжи». Митрополит предложил лишенному сана священнику найти место для покаяния.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл написал открытое письмо духовнику Среднеуральского женского монастыря схиигумену Сергию. Он заявил, что надеялся сохранить схимонаха для Церкви, а саму Церковь уберечь от «излишнего внимания тех, кто кормится на внутрицерковных конфликтах и нестроениях». Однако Сергий, по мнению митрополита, избрал «странный для монаха способ общения — выкладывание в интернет видеороликов». «Словно Вы не схимник, а модный блогер», — использовал сравнение правящий архиерей.

Он объяснил причину, по которой издал указ, в котором просил отца Сергия «принять как волю Божию мое благословение Вам помолчать и в тишине помолиться о мире, который переполнен блогерами, но скуден молитвенниками, где переизбыток информации, но мало подлинных смыслов, где много говорящих, но мало созерцающих».

Митрополит подчеркнул, что его указ не был «попыткой прекратить разговор о глобализации, о коронавирусе и гонении на христианство вызван был мой Указ». Он «заботился о благе Церкви» и «спасении души» схимонаха. Он привел в пример проповедь, «которая хорошо покажет недуг, от которого хотелось Вас исцелить». Схиигумен записал ее в канун Рождества. В ней, в частности, упоминался Иосиф Сталин.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:

— Вы восхваляли Сталина в день, когда празднуется память святых, умученных во время сталинского правления: преподобномученика архимандрита Иннокентия, уморенного в этот день в Соловецком лагере, и священномученика Сергия Мечева, расстрелянного в этот день в тюрьме НКВД. В день их мученической кончины Вы вспоминаете не подвиги святых, пострадавших при Сталине, а восхваляете самого Сталина. Это ли пастырское дело?

Митрополит констатировал, что проповеди отца Сергия «полны не только глупостей, чего не должно быть в словах проповедников, но и, что самое страшное, клеветы и лжи». Именно поэтому глава митрополии запретил схиигумену проповедовать. «На мне, как архипастыре, лежит забота о духовном состоянии вверенных мне пастырей Церкви. Я видел вред от Ваших проповедей для Вашей собственной души, поскольку было очевидно крайне разгоряченное пристрастие Вас к назиданию других и к тому эффекту, который Вы производили на людей своими нервными и тщеславными речами», — объяснил свое решение митрополит Кирилл. Отказ схиигумена соблюдать указ он объяснил «совершенно не монашеским стремлением к популярности в интернете».

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:

— Вы не приобрели способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности, поэтому Ваши проповеди — это дурно прочитанные чужие и избитые мысли, выраженные словами, смысл которых Вам далеко не всегда известен. Именно поэтому Вы избегали заседания епархиального церковного суда, поскольку, не имея заранее написанных ответов, Вы не смогли бы отвечать по теме произнесенных проповедей, так как сами с трудом понимаете их содержание. Те, кто пишут Вам тексты, которые Вы с усилиями и ошибками вынуждены читать, сослужили Вам злую службу. Ибо наводнили их самой гнусной клеветой.

Митрополит считает, что отец Сергий «оклеветал служение митрополита Никодима (Ротова) по сохранению Церкви во времена жестоких гонений», а также «впал в непозволительное злоречие («Никодим Ротов подох»), проявил несправедливость, неблагодарность и историческое беспамятство».

«Вы лжете, говоря: «Храмы не закрывали ни во время чумы, ни во время «испанки», которая унесла 100 миллионов жизней. Храмы закрывали только богоборческие власти». В действительности же во времена правления благочестивых Всероссийских Государей Императоров, которых Вы, как известно, чтите и нового Царя ожидаете, действовал Устав о Карантинах, который можно прочесть в XIII томе Свода законов Российской империи», — указал митрополит. Он отметил, что «никакой разницы между нынешними мерами и мерами, применявшимися в Российской империи, нет».

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:

— Если бы Вы во времена Российской империи проявили хотя бы десятую часть своей дерзости и непослушания, так же критиковали светские и духовные власти, как это делаете сейчас, то еще прежде того, как у вас появилась бы мысль начать сбор подписей и организовывать народные волнения, Вас посадили бы на цепь в каком-нибудь далеком северном монастыре под строжайший надзор. А если бы попробовали сотворить нечто подобное во времена столь любимого Вами Сталина, то вся Ваша бурная обличительная деятельность закончилась в лучшем случае на лесоповале, а в худшем на Бутовском полигоне.

Митрополит Кирилл также напомнил, что Сергий критиковал РПЦ за закрытие храмов для прихожан. «Но парадоксальность ситуации в том, что в Екатеринбургской епархии храмы не закрывались ни на один день и доступ в них прихожан не был ограничен даже в периоды самой жесткой изоляции. Я последний, кого можно было бы обвинить в закрытии храмов, но Вы тем не менее упорно ломились в открытую дверь с обличениями того, чего не было», — опроверг обвинения митрополит.

Он считает, что Сергию «стыдно признаться, что подлинной причиной Вашего неудовольствия мною была простая обида зависимого человека, которого отлучили от предмета его зависимости, а говоря святоотеческим языком — страсти». Правящий архиерей считает схиигумена «капризным ребенком», у которого «забрали любимую игрушку».

Он также ответил на обвинения в экуменизме и предательстве веры, о чем говорил схиигумен, демонстрируя фотографию служения митрополита в римско-католическом соборе в городе Бари. «Хозяева проявили деликатность и понимание того, что мы не имеем права и не согласимся служить с ними вместе, в силу чего они не предлагали совместное служение, прекрасно зная, что оно невозможно. Вам должно быть стыдно, что Вы дышите ненавистью к людям, которые проявили к нам только уважение. То, что я не считаю римско-католическую церковь спасительной, не дает мне права самому перестать быть христианином и позволить войти внутрь себя ненависти, злобе и хамству», — пояснил митрополит Кирилл, упомянув, что Сергий шантажировал его, «угрожая распространением в информационном поле фотографий моего служения в Бари, хотя они и так находятся в публичном доступе и я никогда не скрывал этой поездки».

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:

— Я молчу, что шантаж — это не способ общения со своим Архипастырем, но то, что Вы при условии возвращения Вас к служению готовы были не развивать критику моего мнимого экуменизма, — говорит о том, что Вы обманщик своих собственных духовных чад и никакой принципиальной позиции у Вас нет. А есть дешевый театр перед обманутыми Вами несчастными приверженцами, искреннюю любовь которых Вы цинично используете, уводя их из спасительной гавани Церкви Христовой в лжецерковь имени себя самого.

Митрополит заявил схиигумену: «Церковь проявила к Вам снисхождение, закрывая глаза на канонические препятствия к хиротонии, которые делали принятие Вами священнического сана абсолютно невозможным. Мы надеялись, что труды, понесенные Вами на благо Церкви, покаянный плач и смирение быть может перевесят на чаше праведного Суда Божия строгость канонов».

Митрополит обвинил схиигумена в том, что, объясняя, как тот стал священником, «Вы не взяли смиренно ответственность на себя, а трусливо переложили ее на Святейшего Патриарха Алексия II и архимандрита Кирилла (Павлова)». «Вы сочинили небылицу про встречу со Святейшим Патриархом Алексием II у Владимирской иконы Божией Матери, где он не знает, кто Вы и где Вы служите, но с угрозами напоминает владыке Викентию о необходимости дать Вам наперсный крест. Хотя Патриарху проще и естественнее было бы в такой ситуации возложить этот крест самому. В действительности же Вы были рукоположены в 2001 году, наперсный крест получили в 2005, а в сан игумена Вас возвели в 2009 году уже при Патриархе Кирилле», — заявил митрополит Кирилл.

Также правящий архиерей считает, что схиигумен «неумело подражает» режиссеру Никите Михалкову, говоря о цифровизации населения. «Никита Сергеевич говорит то, что знает сам, и делает это взвешенно и любя истину, а не себя самого. Вы же, пересыпая правильные мысли пригоршнями лжи, обскурантизма и откровенного шизофренического бреда, в действительности дискредитируете борьбу с новыми вызовами времени», — считает митрополит.

«Теперь любые здравые их инициативы будут восприниматься через призму Вашей личности. А сопровождающий Вас бэкграунд серьезно усложнит им задачу быть услышанными здоровой частью общества», — уверен глава Екатеринбургской митрополии.

В финале он признался, что переживает «болезненный момент разочарования и избавления от иллюзий», а также указал на то, что духовные чада отца Сергия «ведут себя чрезмерно нервно, а порой агрессивно». Митрополит «готов проявить снисхождение и найти Вам место для покаяния, если Вы еще помните, что это такое». «Вступать с Вами в полемику, переубеждать и уговаривать я Вас не стану. Мой долг как архиерея, в частности, состоит и в том, чтобы выдворять за ограду Церкви тех священнослужителей, кто не работает смиренно на Христовом винограднике и не приносит плоды послушания. Мне неприятен этот долг, но я не уклонюсь от его исполнения», — заключил митрополит Кирилл.

Полный текст открытого письма — здесь.