Усть-Ницинская школа — не самая маленькая в Свердловской области. Здесь учатся 90 детей: десять старшеклассников и почти поровну в младшем и среднем звене — 43 и 37 детей соответственно. К переходу на полностью дистанционное обучение школа оказалась готова лишь отчасти — не во всех семьях есть гаджеты и деньги, чтобы оплачивать услуги связи, не у всех учителей есть опыт дистанционного обучения.
Спустя две недели директор школы Светлана Сарычева подводит первые итоги обучения — процесс наладили, но и учителя, и родители, и дети мечтают о том, чтобы школа вновь открылась.
— Как началось для вас дистанционное обучение? С какими проблемами вы столкнулись?
— Первая неделя шла напряженно — все сайты и платформы зависали, родители боялись нового, учителям пришлось до конца осваивать мобильную технику. Где-то дети даже подсказывали. Школьникам тоже пришлось нелегко, потому что было много информации.
Для некоторых педагогов все было в новинку. Раньше думали: мне скоро на пенсию, зачем я буду это осваивать. А пришлось освоить, и оказалось, что не так все и сложно. Дети показывали учителям, как отправить информацию, помогали регистрироваться во «ВКонтакте», создавать группы в WhatsApp и Viber: чаты классов, отдельные группы по предметам и так далее. Раньше это не было необходимо, а сейчас жизнь заставила освоить.
Родителям тоже стало проще, уже не так боятся сайтов и платформ. У них возникали трудности с поиском информации, регистрацией — все новое было в диковинку. Боялись, пугались, но разобрались.
— У всех детей были гаджеты и доступ к интернету, чтобы учиться дистанционно?
— Техника была примерно у трети учеников. Кому-то пришлось срочно ремонтировать телефон или планшет, кому-то — покупать или обращаться к родственникам. Еще одна проблема — отсутствие скоростного интернета через модем. Даже если в семье есть компьютер, дети все равно работают с сотовым с мобильным интернетом, потому что ПК не подключен к Сети.
В городе, наверное, такого уже нет, а у нас до сих пор осталось: когда заканчивается трафик, дети идут в магазин и через терминал кладут деньги на телефон. Бывает, что не успевают сдать домашнюю работу, потому что неожиданно «закончился интернет» и надо идти оплачивать. А денег на это не всем хватает.
У нас есть семьи, где ребенку приходилось ждать возвращения мамы с работы, чтобы с помощью ее телефона скачать материалы и выполнить задания, потому что личного устройства у ребенка не было.
— В начале апреля региональное правительство решило закупить планшеты для нуждающихся школ. Достались ли они вам и каким семьям вы раздали технику?
— Область выделила деньги на приобретение планшетов, а «Мотив» — сим-карты (губернатор поручил оператору обеспечить школам высокоскоростную связь, и «Мотив» предоставил им 11 тысяч сим-карт и 400 модемов, — прим. ред.). Наша потребность в средствах и технике несколько больше, но мы рады появившимся планшетам и будем использовать их в учебе.
В первую неделю перехода на дистанционное обучение мы приобрели 16 планшетов. Вместе с планшетами выдали семьям 13 сим-карт «Мотива» к ним, еще три обещают скоро доставить. Техника попала в те семьи, где их нет вообще и денег на покупку тоже. Мы выясняли ситуацию по каждой семье.
Например, один планшет мы выдали семье с пятью детьми: старший уже студент, младший ходит в детский сад, а трое учатся в школе. И у них один компьютер и один телефон на всех.
— Эта семья должна теперь платить за интернет?
— Услуги связи для детей будут бесплатными, они заранее оплачены на три месяца вперед по договору. Интернет безлимитный. Нам привезли и два роутера, их установили в школе — один в директорской, второй в кабинете информатики. Когда дети вернутся с карантина, они смогут пользоваться бесплатным интернетом и задерживаться в классе, чтобы выполнить домашнюю работу.
Кроме того, сейчас к нам тянут линию скоростного интернета: прокладывают кабель, монтируют аппаратуру. Но проведут в школу, а когда у детей будет по домам — неизвестно.
Фото: Светлана Сарычева для 66.RU |
---|
— Как вы построили учебный процесс? Я слабо представляю, как можно преподавать Пушкина по WhatsApp.
— У нас есть серьезное ограничение — мы не можем проводить занятия по видеосвязи. Поэтому не видно, кто присутствует, а кого нет. Урок начинается с переклички в группе в мессенджере. Если кто-то из школьников не отвечает, учитель и классный руководитель вызывают их по телефону через родителей, выясняют причины.
Для занятий педагоги научились использовать видео- и аудиозвонки, проводят диктанты, разделяя детей на небольшие группы, получают от них видео с чтением стихов, фотографии и сканы выполненных заданий по электронной почте и в мессенджерах.
Учителя и дети пользуются сервисами «Я.Класс», «Дневник.ру», а также «ВКонтакте», WhatsApp и другие. Часть урока ребята читают учебный материал, смотрят презентации или небольшие видео. Ученики работают и самостоятельно на платформах «Учи.ру», «ЯКласс», «Яндекс.Учебник», Google Classroom, Skyes и других.
— А что с теми, кто на урок не пришел?
— К каждой теме педагоги готовят план урока специально для самообучения. По такому рабочему листу школьники могут пройти тему в одиночку, если по какой-то причине пропустили занятие. Тем, кто не понял материал, учителя объясняют в голосовых сообщениях или звонят лично. Классы небольшие, поэтому иногда учителю проще поговорить с учеником напрямую, чем переписываться.
Родители контролируют процесс по электронному журналу «Дневник.ру» и с помощью сайта школы.
Фото: Светлана Сарычева для 66.RU |
---|
— Родители в Екатеринбурге жалуются, что из-за дистанционного обучения нагрузка на детей возросла. А у вас?
— У нас возросла нагрузка на педагогов. Если в городе учитель готовит один материал для параллели классов, то наши педагоги планируют разные занятия, потому что детей мало и параллелей в школе нет. В день у учителя по пять-семь уроков.
После уроков он проверяет домашние задания. Дети выполняют их в тетрадях и присылают фотографии — не всегда качественные. Иногда учителю приходится подолгу разбирать, что написано. Причем обратная связь от детей идет в течение всего дня — бывает, задания присылают поздно вечером. А педагогу нужно подготовиться и к следующему дню. Получается, учитель с утра и до глубокого вечера занят.
Учебная нагрузка выросла и у детей, и даже у родителей. Школьникам трудно самоорганизоваться и сесть за уроки, им должны помочь родители. Есть очень ответственные взрослые, которые погружаются в проблемы обучения с головой. А есть и те, кто отстраняется и говорит: «Я ничего там не понимаю».
— Учителя мечтают вернуться в школу?
— Все хотят вернуться в школу и все спрашивают, когда это произойдет. Заниматься очно для нас привычно — это живое общение, диалог с учениками, наглядные опыты, потому что дистанционно невозможно передать тактильные ощущения.
Как пройдут экзамены, мы пока не знаем, но они в любом случае будут, и надо к ним готовиться. Девятиклассникам в этом году можно сдавать два экзамена — математику и русский язык — вместо четырех, как было в прошлые годы. Но даже если экзамены пройдут дистанционно, то выпускной на удаленке мы представить не можем — это событие, которое нужно отпраздновать вместе.