Президент России Владимир Путин предложил выделить авиакомпаниям 23 млрд рублей. Эти средства пойдут на лизинг авиационной техники, пополнение оборотных средств, выплаты зарплат и оплату стоянки самолетов. При этом потери авиакомпаний только из-за запрета на международные перелеты оцениваются в 70–100 млрд рублей в 2020 году.
Как обещанные Путиным деньги распределят между авиакомпаниями — пока неизвестно. Однако, как считают эксперты отрасли, этих средств и этих мер в принципе недостаточно.
Как рассказал 66.RU авиаэксперт, директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, главное, что необходимо сейчас, — определиться с целью, а не просто давать деньги, которых не хватит для решения проблемы.
— Любая денежная поддержка важна. Несомненно, правило «чем раньше, тем лучше» действует и тут: помощь вчера была бы более действенной, чем помощь завтра. 23 млрд рублей — явно недостаточно. И вдвое больше тоже было бы недостаточно. Но самое главное сейчас — не дать деньги, а определиться, какие цели мы хотим достичь, к чему мы хотим прийти. Пока такое видение правительством не озвучено.
В авиакомпании «Уральские авиалинии», которая в условиях пандемии перепрофилировала часть своего парка под грузовые перевозки, обеспечив себя тем самым заказами до конца мая, 66.RU сообщили, что в сложившейся ситуации им важна любая помощь государства.
В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) рассказали, что пассажиропоток авиакомпаний России за первые две недели апреля снизился на 89%, а к 13 апреля — уже на 95% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В АЭВТ предложили свои меры поддержки авиакомпаний. В письме на имя первого заместителя председателя правительства РФ Андрея Белоусова они указали, что количество сданных билетов с начала года выросло в пять раз. «Действие негативных факторов на деятельность воздушного транспорта продлится до конца 2020 года, а последствия текущего кризиса будут ощутимы еще как минимум на протяжении 2021 года», — говорится в письме.
В связи с этим АЭВТ предлагает:
Уже сейчас некоторые российские авиакомпании предлагают «сертификаты» на будущие перелеты вместо «живых» денег. 66.RU подробнее писал о том, что не так с подобной системой возврата для пассажира: покупательская способность населения упадет, и вряд ли планы на отпуск сохранятся в том же объеме; не факт, что возвращенных сертификатом средств хватит на новый перелет; сегодня никто не может гарантировать, что авиакомпании в принципе переживут карантикулы.