Из-за обострившейся опасности распространения коронавируса, в конце марта школы по всей России перешли на дистанционную форму обучения. Дети учатся из дома, но ни учителя, ни родители не были морально готовы к новому формату работы.
В СМИ и на форумах в последнее время появилось много откровений учителей, которые завалены работами учеников и на дистанционке работают круглыми сутками и без выходных. С другой стороны, многие родители — в том числе наши читатели — рассказывают, что теперь им приходится целыми днями разбираться с уроками вместе с детьми. Также обе стороны считают, что интернет-ресурсы, которые используют для обучения, только усложняют весь процесс.
У родителей и учителей накопилось много вопросов, ответы на которые они пытались найти на форумах и в чатах. Чтобы разобраться в ситуации, мы собрали главные вопросы в один список и направили их начальнику департамента образования города Екатерине Сибирцевой.
— Многие учителя и родители отмечают проблемы с дистанционным форматом обучения. Например, сильно выросла нагрузка у учителей — они стали больше работать, проверяют задания, отвечают на вопросы учеников и их родителей. Как можно снизить нагрузку на учителей?
— Дистанционное обучение для всех нас — новый и сложный формат. Педагоги работают практически в индивидуальном режиме с каждым учеником. В этой ситуации им приходится осваивать более эффективные фронтальные и индивидуальные методики и выбирать задания, которые легче проверять. Это в новинку для большинства учителей.
Детям тоже непросто. Они сталкиваются с новыми условиями обучения, необходимостью переключаться между разными ресурсами и работать с педагогами в разных форматах. Все это сильно усложняет организацию обучения в удаленном режиме.
Но не будем забывать, что для всех нас это новый опыт и сейчас мы все находимся в режиме адаптации. Постепенно [специалисты] решают технические проблемы, и образовательные ресурсы и платформы уже работают стабильнее. Дети привыкают к требованиям педагогов и учатся организовывать свою работу самостоятельно — обучение на дистанте требует навыков самоорганизации от всех его участников.
— Зачем нужно несколько образовательных площадок — «Дневник.ру», «Сетевой город», РЭШ, «ЯКласс», электронная почта? Можно ли как-то упростить эту систему?
— При организации дистанта необходимо продолжать изучать материал в соответствии с программой и обеспечить при этом учет результатов обучения. То же самое происходит при организации очного обучения, но для родителей это менее заметно. Думаю, что современные дети прекрасно ориентируются в информационном пространстве и быстро привыкнут к работе в разных средах.
«Дневник.ру» и «Сетевой город» — это средства учета организационных составляющих процесса обучения. Это электронный дневник, который и в обычное время работает сегодня в каждой школе. В нем размещают темы, задания и оценки.
РЭШ, «ЯКласс» и еще ряд ресурсов — это обучающие платформы. Здесь структурирована информация по отдельным предметам. Кроме того, учитель может самостоятельно создать цифровые образовательные ресурсы — записать видеоуроки, презентации, разработать тесты и иные формы контроля.
— На сервисах часто возникают технические проблемы. Тот же «Дневник.ру» в первый день дистанта просто завис.
— Первая неделя проведения дистанционного обучения была сложной для всех, так как некоторые образовательные ресурсы давали сбой. Ранее в Екатеринбурге уже складывалась ситуация, когда все муниципальные школы переходили на дистант, и тогда таких сложностей не возникало.
Сейчас на удаленную форму обучения перешел не один муниципалитет, а все школьники страны. В настоящее время работа сервисов в основном стабилизирована.
— Часть родителей считает, что детей перегружают: отведенных полчаса на урок не хватает, чтобы сделать всю классную работу. Поэтому к домашке добавляют дополнительные задания. В итоге дети с родителями учатся с утра до позднего вечера.
— Работа в таком режиме требует высоких навыков самоорганизации. На это необходимо много времени и терпения. Но сложившаяся ситуация позволит сформировать в детях основные навыки управления временем и планирования работы. Это важное качество, которое пригодится им в жизни.
— Некоторые родители считают, что дистант — это проявление формального подхода к образованию. Дети ничего не выучат, но в школах смогут закрыть учебные часы.
— Мы пытаемся сделать обучение в сегодняшних непростых условиях индивидуальным и неформальным. Но его качество в дистанционном формате сильно зависит от уровня самоорганизации ребенка.
Кроме того, темы, которые изучают на дистанте, обязательно будут включены в программу повторения в начале следующего учебного года. Что касается выпускных классов, то объем материала, выносимый на итоговую аттестацию, уже освоен. А на прошлой неделе объявили о сокращении числа экзаменов в девятых классах до двух обязательных — по русскому и математике.
— Еще одна жалоба от родителей — нехватка гаджетов. Например, детей в семье трое, а ноутбук только один, при этом учиться всем надо одновременно. Не все задания можно сделать с телефона. Более того, ноутбуки нужны и родителям, которые работают на удаленке. Как можно решить этот вопрос?
— Мы также понимаем и разделяем озабоченность родителей. В самых сложных ситуациях школы готовы помогать и выдавать технику на временное пользование по запросу родителей. Кроме того, большинство образовательных ресурсов и электронные дневники доступны и со смартфона.
В этом вопросе мы провели большую работу с министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Через руководителей муниципальных школ мы собрали информацию о семьях, которые нуждаются в технике или у них отсутствует интернет. Таким семьям на прошлой неделе выдали необходимое оборудование. Родители учеников, которые еще не обеспечены компьютерами или интернетом, могут обратиться к администрации школы, чтобы решить этот вопрос.
Такая ситуация с дистанционным обучением сложилась сейчас по всей стране. Родителям тяжело, так как на них легла дополнительная нагрузка, как и на учителей. Но мы готовы идти навстречу и по мере возможностей оказывать необходимую помощь.
— Родители говорят, что по качеству учебно-методического сопровождения система оказалась не готова к переходу на дистанционку: материал изложен непонятно, поэтому им приходится самостоятельно объяснять то, что не смогли объяснить на уроках. Кто и как создавал материалы для дистанционки? Как готовили учителей к ней? Был ли у них курс — хотя бы в неделю каникул, — как вести уроки дистанционно? Почему дети не могут заниматься по обычным учебникам?
— Каждая наша общеобразовательная организация является отдельным юридическим лицом и самостоятельно определяет, как проводить дистанционное обучение. Конечно, учитываются рекомендации федерального и регионального уровней, они доведены до всех руководителей образовательных организаций и наших педагогов.
Учебник остается основным средством изучения предмета. Его никто не запрещал. Электронные материалы дополняют его.
Для организации дистанционного обучения педагогам выдали необходимые рекомендации. Материалы, которыми они могут воспользоваться, размещены на странице департамента на официальном портале Екатеринбурга. Кроме того, в марте этого года для руководителей муниципальных школ и учителей была проведена серия бесплатных онлайн-вебинаров. Также «Екатеринбургский «Дом учителя» сопровождает эту работу и проводит онлайн-вебинары по дистанту.
— Родители жалуются, что из-за дистанта им приходится учиться вместе с детьми — одни они не смогут во всем разобраться. Даже Минобразования рекомендует им включаться в процесс и следить за детьми. Как вы считаете, это временные трудности адаптационного периода, дальше дети смогут заниматься сами?
— Конечно, сейчас всем нелегко, но это временные трудности — период адаптации закончится, и сформируется новый опыт организации деятельности. У каждого учителя сегодня несколько десятков и даже сотен учеников, каждому из которых нужно выдать новый материал, проверить задание и поставить оценку. Поэтому мы благодарим всех родителей, которые помогают нашим педагогам.
К тому же многим современным детям не составляет труда найти необходимую информацию в интернет-ресурсах, многие из них являются активными пользователями онлайн-платформ, и они более «подкованы» в этом плане, чем взрослые.
Понятно, что единых рецептов в процессе обучения быть не может, однако полагаю, что сложившаяся ситуация позволит всем нам приобрести неоценимый опыт индивидуализации образовательного процесса и откроет новые образовательные возможности.