Авиакомпания отказывается возвращать деньги за билеты. Что делать?
Еще до закрытия неба и всемирного карантина авиакомпании обещали, что все деньги за билеты в случае непредвиденных обстоятельств обязательно вернут клиентам. Но не уточнили, как и когда.
Теперь, когда припекло, стало чуточку яснее
- «Победа» возвращает средства за билет на лицевой счет в личном кабинете с возможностью потратить их в дальнейшем на перелет любым рейсом «Победы» в течение года;
- S7 предлагает возврат средств сертификатом на стоимость приобретенных услуг без дополнительных удержаний или «живые» деньги на общих условиях — в зависимости от тарифа вернут стоимость билета и сборы, или только сборы;
- Utair возвращает стоимость билетам «живыми» деньгами, но с комиссией — от 1500 для базовых тарифов до 500 руб. для бизнесовых;
- латвийская Air Baltic предлагает возврат в виде подарочной карты («с добавленной стоимостью +20 евро за каждое направление, действует до 05.31.2021») или возврат банковским переводом;
- «Уральские авиалинии» убрали даже техническую возможность проведения возврата «живых» денег на стороне агента, но предлагают пассажирам отмененных рейсов оформление сертификата на любые маршруты и даты сроком действия 3 года, пассажирам остальных рейсов — изменение даты вылета/маршрута без доплат;
- «Аэрофлот» просто возвращает деньги без штрафов.
В «Уральских авиалиниях» 66.RU подтвердили, что сертификат на полет — пока единственный вариант сохранить потраченное.
Правда, даже в тех случаях, где идет речь о возврате непосредственно денежных средств, ничего не говорится о сроках. Более того, техподдержка всех АК перегружена, и клиенты Air Baltic, например, отмечают, что заявки на возврат, поданные неделю назад, до сих пор не получили никакого ответа.
То есть деньги они, возможно, увидят, но пока даже не могут узнать, получена ли их заявка.
Такая ситуация характерна для всей сферы путешествий, отмечает турагент Дмитрий Денгольц: по его опыту, сегодня деньги перестали возвращать даже крупные туроператоры. Что до авиакомпаний, добавляет Денгольц, то «Если рейс не отменен, а тариф возвратный, то можно воспользоваться правилом использования тарифа — аннуляция со штрафом и возврат остатка денег».
Сколько вернется — зависит от тарифа купленного билета. Даже если он невозвратный, то можно возместить оплаченные сборы (топливный, аэропортовый). В случае с возвратными тарифами — то же самое + стоимость тарифа на перевозку.
Что не так с «сертификатами на полеты»?
И прочим возвратом стоимости на счет в личном кабинете АК? С одной стороны, их поведение выглядит максимально клиентоориентированным: ссылаясь на «действия обстоятельств непреодолимой силы», могли бы просто обнулить билеты — и взятки гладки. Но нет: они дают возможность все-таки улететь, когда все уляжется.
Проблем в этом ровно три.
- Покупательская способность населения однозначно упадет, и вряд ли планы на отпуск сохранятся в том же объеме.
- Не факт, что возвращенных сертификатом средств хватит на новый перелет — перевозки однозначно подорожают; а на доплату финансов может и не хватить — см. «упавшая покупательская способность».
- И главное: сегодня никто не может гарантировать, что авиакомпании в принципе переживут карантикулы. В этом случае клиенты останутся с «сертификатами» банкрота в личном кабинете. То есть с фантиками.
Так что во всей этой ситуации лучший совет на тему «Что делать» описан классикой:
Кирилл Зайцев