Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как перестать переживать из-за того, что ребенок все свое время проводит в интернете. Семь аргументов

6 марта 2020, 07:53
инструкция
Как перестать переживать из-за того, что ребенок все свое время проводит в интернете. Семь аргументов
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
Современные подростки проводят в интернете более 20 часов в неделю. И ограничивать их бессмысленно. Психологи объяснили, чем полезны смартфоны и почему нельзя забирать их у детей.

Психолог и автор множества книг для подростков Катерина Мурашова провела исследование, которое показало, что ограничивать детей в пользовании телефоном бесполезно. В эксперименте участвовали подростки и их родители, которых условно разделили на три группы: «контролирующие», «борющиеся» и «пофигисты». «Контролирующие» считали, что их ребенок проводит в интернете 7 часов в неделю, «борющиеся» — 11 часов в неделю, «пофигисты» — 25 часов в неделю. Выяснилось, что все дети проводили в цифровой реальности примерно одинаковое количество времени — от 21 до 23 часов.

Тезис о бессмысленности запрета на днях подтвердила и тренер-психолог Центра развития «Талант. Лидерство. Креатив» Ольга Подкорытова. Она выступила на «Родительском собрании» в Ельцин Центре. Ольга – автор программ «Формула успеха», «Шаги к успеху» и «Мастер общения», более 10 лет работает с подростками и их родителями. Психолог поделилась советами по выстраиванию отношений «родитель–ребенок–гаджет».

Вот несколько причин, почему запрещать гаджеты в подростковом возрасте не стоит.

  1. Ребенку необходимо пространство для получения опыта, в том числе в интернете, ведь за цифровой реальностью — будущее. Родители должны не исключать интернет из жизни подростка, а учить его правилам поведения в цифровой реальности. Рассказывать об опасностях, которые могут быть в Сети: мошенниках, вербовщиках, вредоносных сайтах и ссылках. Кроме этого, мама и папа должны говорить, что не везде можно оставлять свои личные данные.
  2. Многие родители заменяют смартфон кнопочным телефоном. Используя такие методы, они рискуют потерять связь с ребенком. Скорее всего, спустя некоторое время школьник просто перестанет брать с собой телефон и родители не смогут до него дозвониться.
  3. Для нормального развития подросткам необходимы кумиры и референтные группы. Современные дети находят их в интернете, этому не нужно препятствовать.
  4. В интернете дети мгновенно учатся создавать контент. Если взрослые идут на курсы копирайтеров или таргетологов, то подростки приобретают эти навыки самостоятельно, причем быстро и без труда. Это умение пригодится им в будущем.
  5. Для современных детей важно научиться критично относиться к информации. Цель родителей — не отобрать гаджет с интернетом, а научить видеть стоящий контент. Сейчас стали набирать обороты молодежные протесты. Ко многим акциям подростков подталкивают блогеры. Мама и папа должны научить ребенка, что мнение человека субъективно. Можно сказать: «Смотри, а в интернете есть мнения других блогеров, помимо этого. Давай ты найдешь статьи или посты за протест, а я найду мнения против, потом сравним и решим, с кем мы согласны больше». Главное – не спорить с ребенком, иначе он хлопнет дверью и уйдет.
  6. Ребенок должен научиться внутреннему контролю. Не мама должна забирать телефон, а сам подростку необходимо уметь отложить смартфон в сторону. Часто подростки не понимают, сколько времени проводят в интернете, потому что их мозг в этот момент погружается в другую реальность. Родители могут спросить у ребенка: «Как ты думаешь, сколько времени ты сидишь в телефоне?» Он ответит, например, что полчаса. Стоит предложить: «А давай я поставлю таймер, а ты будешь играть в телефон, как обычно, потом сравним время». Как правило, оказывается, что ребенок сидит в гаджете намного дольше, чем думает. Такой небольшой эксперимент позволит ему понять, как сильно затягивает цифровая реальность. После этого мама и папа должны рассказать подростку о рисках зависимости и посоветовать научиться самоконтролю.
  7. В редких случаях телефон помогает детям с гиперактивностью пережить урок. Есть подростки, которые не могут сидеть 40 минут на одном месте. Они начинают мешать окружающим, в результате срывают занятие. В таком случае гаджет — хоть какое-то решение ситуации. Да, в это время ребенок не воспринимает информацию учителя, но хотя бы не мешает одноклассникам.

Психолог Ольга Подкорытова отмечает, что главная задача родителей — не контролировать, а договариваться, не отнимать цифровую реальность, а дополнять ее.