В конце 2019 года жители Екатеринбурга стали чаще интересоваться, какие услуги им оказали в больницах. Количество таких обращений выросло почти втрое — с 10,5 тыс. в 2018-м до 27,2 тыс. в 2019 году. В ноябре и декабре, когда 66.RU публиковал тексты о «приписках», на неоказанные услуги пожаловались больше пятисот человек — больше, чем за весь 2018-й.
«Из 799 человек, заявивших о недостоверности, две трети сделали это в последние два месяца года», — сообщили 66.RU в ТФОМС по Свердловской области. Чаще всего пациентам приписывают диспансеризацию, вакцинацию и услуги специалистов узкого профиля.
Страховые компании проводят экспертизу по каждой из 799 жалоб, поступивших в Фонд медстрахования. Итоги подведут в конце февраля. По опыту прежних лет, подтверждается от 40% до половины заявлений. Если это справедливо и для 2019-го, больницы, где обнаружены приписки, заплатят около 1—1,2 млн рублей штрафов из расчета, что за один случай подтвержденной приписки лечебное заведение штрафуют на 3 с лишним тысячи рублей.
Все приписки, подтвержденные страховыми, произошли в амбулаторно-поликлиническом звене, где действует подушевое финансирование, то есть больница получает деньги на прикрепленных к ней граждан, вне зависимости от того, обращаются они за медпомощью или нет. Но профилактические осмотры, онкоскрининги и дорогостоящие исследования, которые указывают в липовых записях, финансируются сверх подушевого финансирования. И если вы якобы «прошли» диспансеризацию, значит, учреждение, где вас «осматривали», получило деньги за невыполненную работу.
В Фонде выделили три причины, по которой в карточках появляются неизвестные вам записи.
- Больница подала к оплате случай лечения, которого не было, чтобы получить деньги или улучшить статистику, например, по диспансеризации или профосмотрам.
- Произошла техническая ошибка, когда информацию о лечении заносили в реестры оказанной медицинской помощи — такое случается редко.
- Пациент забыл про прием у врача или не подозревал о лечении. Например, ребенку поставили прививку в школе, а родитель счел прием педиатра перед процедурой несуществующим.
О том, зачем жаловаться на приписки, 66.RU уже рассказывал. Запись о неполученной услуге может повлиять на лечебную тактику, когда вы придете к врачу. Например, вам припишут прививку, которой не было, — и из-за этого доктор исключит возможное заболевание.
Как найти приписки?
Чтобы проверить, какие оказанные вам медицинские услуги оплатила страховая, зайдите в личный кабинет на сайте территориального Фонда обязательного медстрахования (в Свердловской области это tfoms.e-burg.ru). Там появится информация о визитах в поликлиники за последние пару лет.
Как пожаловаться? Заявить о приписках просто — нужно отметить галочками все услуги, которые вы не получали, и нажать кнопку «Сообщить о недостоверности сведений».
Есть другие варианты: обратиться в страховую организацию, которая оплачивает оказанные вам услуги, или в будни позвонить по телефону горячей линии ТФОМС Свердловской области 8(343) 362–90–25, а также написать обращение в ТФОМС по адресу 620102, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Московская, 54.
Справка, которую сформируют на основании заявления, попадет в страховую компанию. Сотрудники компании начнут экспертизу: у больницы запросят медицинскую документацию. Если документы не предоставят, случай снимается с оплаты, а больница платит штраф.