Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Бортпроводница «Уральских авиалиний», не пустившая ребенка в бизнес-класс, была права. Четыре аргумента

31 января 2020, 16:00
Бортпроводница «Уральских авиалиний», не пустившая ребенка в бизнес-класс, была права. Четыре аргумента
Фото: архив 66.RU
В последнее время российские перевозчики оказываются в центре скандалов: «Победа» пыталась снять мать-одиночку с рейса до Екатеринбурга из-за детского горшка, не укладывающегося в норму багажа, в багажном отсеке самолета «Аэрофлота» погибли два кота, которых неаккуратно закинули грузчики аэропорта, против «Уральских авиалиний» возбудили административное дело за то, что их сотрудники рассадили маму с ребенком. Однако далеко не во всех случаях однозначно виновата «злая авиакомпания», которая не идет на уступки.

«Уральские авиалинии» начали служебное расследование из-за того, что старший бортпроводник не дала матери взять с собой десятилетнюю дочь в бизнес-класс, а после того как ребенок нарушил запрет, вызвала наряд полиции в аэропорт. Историю активно обсуждают в соцсетях. Причем, судя по комментариям, далеко не все пользователи встают на сторону пассажирки.

Что произошло

26 января москвичка Мария Воелкина вместе с мужем, свекровью, дочерью и сыном-младенцем вылетала из Сочи в Москву эконом-классом. Из-за сбоя билет 10-месячного ребенка отменили. Авиакомпания выдала на одного родителя и младенца посадочный талон в бизнес-класс, а остальные члены семьи летели в салоне эконом-класса согласно купленным билетам. В итоге в бизнес-класс перешли мама и сын. Во время полета дочь захотела пересесть к маме, но старший бортпроводник Алена Красикова запретила это делать, пообещав составить акт о нарушении правил авиакомпании. Однако с требованиями бортпроводника женщина не согласилась и вместе с сыном и дочерью провела весь полет в бизнес-классе, а по прилете их ждал наряд полиции, который вызвали сотрудники «Уральских авиалиний». Несмотря на гневный пост в Facebook, Мария Воелкина не подавала жалоб в «Уральские авиалинии».

Сотрудница «Уральских авиалиний» действовала в рамках закона

Нарушение закона было бы в том случае, если бы мать и всех членов семьи отсадили от несовершеннолетней дочери. Согласно Федеральным авиационным правилам, утвержденным Минтрансом, «перевозчик принимает все возможные меры по совместному размещению» на борту родителей и детей до 12 лет. В документе нет слова «обязан», однако все российские авиакомпании соблюдают это требование. Даже лоукостер «Победа», в самолетах которого выбор места — исключительно платная услуга, прописал, что на его рейсах «ребенок до 12 лет обязательно получает место рядом с одним из родителей или с сопровождающим лицом без взимания дополнительных сборов».

Таким образом, старший бортпроводник рейса Сочи — Москва рекомендации Минтранса не нарушила: девочка летела с папой и бабушкой. В правилах не указано, что ребенок должен находиться с мамой или все члены семьи должны сидеть рядом.

А вот во время другого рейса, Москва — Акаба, сотрудники авиакомпании не смогли посадить вместе маму с пятилетним ребенком, и уступать место женщине пришлось другим пассажирам. В этом случае «Уральские авиалинии» нарушили закон, за что Свердловская транспортная прокуратура возбудила в отношении них административное дело.

Мать могла пересесть в салон к дочери

Изначально место в бизнес-классе досталось папе с младенцем. И, в принципе, согласно купленным билетам, мама должна была остаться в эконом-классе вместе с дочерью. Конфликта бы не возникло.

Если бы сотрудники авиакомпании разрешили меняться местами как угодно (но не занимать дополнительное кресло в бизнес-классе), то у семьи было бы много вариантов:

  • папа с младенцем летит в бизнес-классе, мама, дочь и бабушка — в эконом-классе;
  • мама, папа, дочь и младенец (не занимает отдельного места) летят в эконом-классе, а бабушка — в бизнес-классе;
  • бабушка с младенцем летит в бизнес-классе, остальная семья — в эконом-классе;
  • мама с младенцем летит в бизнес-классе, а взрослые пассажиры — бабушка и папа — успокаивают дочь и летят вместе с ней в эконом-классе.

Многие комментаторы, откликнувшиеся на пост москвички, указывают именно на то, что женщина просто решила «пересадить всех» в более удобный бизнес-класс. Хотя вариантов, как рассадить четырех человек и младенца на четыре кресла, чтобы все остались довольны, — много.

Пересаживаться на другие места опасно

Авиакомпании запрещают пересаживаться пассажирам в том числе с точки зрения безопасности:

  • дети до 12 лет независимо от наличия сопровождающих не могут размещаться в ряду аварийного выхода, чтобы не затруднять эвакуацию в случае ЧП;
  • не над всеми местами есть маски для младенцев;
  • неправильная рассадка пассажиров может привести к нарушению баланса самолета и аварии. Причем касается это не только маленьких самолетов, но и широкофюзеляжных. Так, в декабре 2018 года Boeing 737-800 авиакомпании «Якутия» при взлете коснулся взлетно-посадочной полосы хвостовой частью фюзеляжа. Согласно результатам расследования, одной из причин стала «попытка взлета самолета с центровкой, превышающей предельное значение, — из-за рассадки пассажиров по салону не в соответствии с центровочным графиком, рассчитанным экипажем».

Авиакомпания «Победа» в соцсетях объясняла запрет на пересадку тем, что это усложнит опознание тел при авиакатастрофе. Впрочем, вскоре пост удалили. А пресс-секретарь авиакомпании Елена Аттикова сообщила, что «это писал внештатный SMM».

Хотя в этом конкретном случае пересадка девочки в салон бизнес-класса вряд ли могла как-то повлиять на безопасность ее перелета, сотрудница «Уральских авиалиний» просто исполняла свои должностные обязанности и обеспечивала безопасность полета.

Это невыгодно авиакомпании

  • Очевидно, что билеты в бизнес-класс более дорогие и авиакомпания на них зарабатывает. В случае овербукинга или сбоя при регистрации, как было с семьей москвички, перевозчики пересаживают на свободные места. Однако надо понимать, что переход одного пассажира, купившего билет за 5 тыс. рублей на место за 50 тыс. рублей, может вызвать вопросы и недовольство других пассажиров. И у тех, кто летит этим самым бизнес-классом по более дорогому билету, и у тех, кто остался сидеть в «экономе».
  • Иногда в бизнес-класс пассажиров пересаживают сами бортпроводники, получив за это небольшое вознаграждение. Такие «лайфхаки» можно прочитать в соцсетях и на порталах, посвященных авиации и путешествиям. Однако если называть вещи своими именами, это все-таки взятка.
  • Простая пересадка пассажиров в бизнес-класс не стимулирует их в дальнейшем приобретать более комфортные, но дорогие места.
  • Помимо этого, авиакомпания несет дополнительные расходы. Еда и алкоголь в салонах бизнес-класса более дорогие и более высокого качества, используется не пластиковая, а фарфоровая посуда, им бесплатно раздают некоторые принадлежности для более комфортного полета — маски для сна, зубные щетки и т. д.