Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как работает и чем лучше старого? Химик разбирает состав двухфазного «Бионорда»

26 февраля 2020, 14:03
Как работает и чем лучше старого? Химик разбирает состав двухфазного «Бионорда»
Фото: Сергей Логинов для 66.RU
Наледь на дорогах с высоким трафиком нужно ликвидировать быстро. В Екатеринбурге для этого используют реагент, который теперь существует в двух фазах: твердой и жидкой. За счет этого он действует в полтора раза быстрее. Вместе с кандидатом химических наук из УрО РАН Алексеем Вигоровым разобрались, как работает новый «Бионорд» и как воздействует на окружающую среду.

Новый «Бионорд» на 25% состоит из рассола, похожего на морскую воду. Жидкость нужна, чтобы ускорить процесс плавления, а также чтобы реагент лучше держался на дороге.

Части смешиваются на распределительной тарелке автомобиля. Для того чтобы реагент работал в нашем климате, составы жидкой и твердой фазы специально подбирают на Уральском заводе-производителе — УЗПМ. Новый состав применяют в Екатеринбурге с начала зимнего сезона.

На двухфазные реагенты переходят коммунальные службы в северных штатах Америки и в Канаде.

Из чего состоит новый «Бионорд»?

В состав антигололедных реагентов входят хлориды натрия и кальция — природные соли, широко распространенные на планете. Так как они имеют свойство понижать температуру замерзания воды, их применяют в дорожной отрасли в качестве средств для борьбы с гололедом.

Как работает и чем лучше старого? Химик разбирает состав двухфазного «Бионорда»
Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Одного грамма двухфазного реагента хватает на «топление» восьми-десяти граммов льда. Коррозионная активность — пагубное влияние на металлические детали — у нового состава в полтора раза ниже, чем в простой соли за счет веществ, которые тормозят коррозию.

Как работают эти вещества?

Алексей Вигоров, старший научный сотрудник Института органического синтеза им. И. Я. Постовского УрО РАН:

— Компоненты «Бионорда» — это природные соли разного вида. Для автомобилей и механизмов некую опасность составляют хлорид натрия и кальция, так как они могут усиливать коррозию металлических частей. Но составы, которые используют в городе, имеют ингибиторы коррозии — карбамид и формиат натрия. Они тормозят процесс ржавления, которое вызывают хлорид натрия и хлорид кальция.

За счет жидкой фазы средство дольше остается на дороге, а не улетает на обочину из-под колес автотранспорта и ветра. Это экономит бюджетные средства и избавляет от необходимости посыпать проезжую часть снова и снова. Материал прилипает к дороге и быстрее активируется.

Как работает и чем лучше старого? Химик разбирает состав двухфазного «Бионорда»
Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Как «Бионорд» воздействует на окружающую среду?

Ранее в качестве одной из главных причин возникновения грязи называли в том числе реагенты — такие как «Бионорд». Исследования ученых доказали, что это не так. В отличие от песка, который раньше использовали в Екатеринбурге, реагент растворяется на 99%.

По словам Алексея Вигорова, для автомобилей и механизмов представляет некую опасность хлорид натрия, так как усиливает коррозию металлических частей.

Однако коррозионное воздействие этого и других веществ снижают за счет карбамида и формиата натрия. Они тормозят процесс коррозии, которую вызывают хлорид натрия и хлорид кальция.

Кроме того, карбамид — или по-другому мочевина — является азотным удобрением, которое снижает засоленность почв на прилегающих к дорогам участкам. Новый состав в принципе безопасней для почв, так как хлорида натрия в нем меньше: раньше материал состоял на 100% из солей, из которых 60% занимал хлорид натрия. Новый же состав — на 70% из рассола, в котором хлорида натрия всего 15%.

Новый реагент лучше или хуже старого?

Получается, новый состав «Бионорда» превосходит старый по трем характеристикам:

  • коррозионная активность нового состава ниже: в составе есть вещества, которые защищают металлические детали автомобилей;
  • за счет жидкой фазы новый «Бионорд» лучше держится на поверхности, не разлетается и остается в зоне, где должен «плавить» снег;
  • меньше влияет на окружающую среду, так как не летит на газоны и содержит меньше вредного для растений хлорида натрия.