Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Опыт Нью-Йорка, Стокгольма и других: пять способов борьбы со снегом и грязью

31 октября 2017, 17:50
Опыт Нью-Йорка, Стокгольма и других: пять способов борьбы со снегом и грязью
Фото: архив 66.RU
Чиновники мэрии на днях отчитались о том, как они успешно справились со снежным десантом: вывезли из города более 400 тонн снега, задействовав более 170 единиц уборочной техники. То, что вывезти не успели, сегодня превратилось под колесами машин в грязную жижу. 66.RU выяснил, как выглядят после снегопадов другие города и как там сражаются с гололедицей.

О том, что осенью Екатеринбург, скорее всего, превратится в Грязьбург, мы задумались еще по весне. Поставили себе цель: проследить, как выглядят другие города, когда их накрывает снегопадом. Наши корреспонденты и друзья, побывавшие в это время в разных городах мира, фотографировали, как выглядят улицы и как борются со снегом в этих городах. Пришло время опубликовать эти фото.

Санкт-Петербург сидит на бессолевой диете

Первая в нашем списке — Северная столица. На то есть пара причин. Во-первых, Санкт-Петербург с 2016 г. не использует солевых реагентов в борьбе со снегом и гололедом. Во-вторых, журналисты 66.RU сами побывали в этом городе в апреле 2017 г.

Опыт Нью-Йорка, Стокгольма и других: пять способов борьбы со снегом и грязью
Фото: Ирина Варкентин; 66.RU

Одна из питерских улиц в апреле 2017 г. За пару дней до этого снимка в городе шел снег.

А как реагируют жители Питера на «бессолевую дорожную диету»?

Ирина Кноль, бывшая жительница Екатеринбурга, сейчас живет в Санкт-Петербурге:

Опыт Нью-Йорка, Стокгольма и других: пять способов борьбы со снегом и грязью

— В плане обуви и жижи на дороге — стало однозначно лучше: обувь не портится, улицы чистые. Но в плане того, что теперь дороги посыпают песком, не всё так радужно: в прошлом году целый месяц после того, как сошел снег, ветер гонял песчаные бури — пылесосить улицы стали с опозданием. В этом году техника вышла в марте — «самумов» не наблюдается.

Чтобы хоть как-то справиться с пылевыми бурями, комитету по благоустройству Санкт-Петербурга пришлось уже в марте вывести весь парк техники мыть и пылесосить улицы. Наши корреспонденты отмечали, что в Питере действительно по весне много уборочной техники. «За 15 минут, что я шла по Московскому проспекту от гостиницы до метро, я увидела две поливалки», — писала нам Ирина Варкентин еще в апреле, когда была в Питере на медиафоруме ОНФ. В то время погода в городе была примерно такой же, как обещают нам в Екатеринбурге в ближайшие дни, — срывался мокрый снег, был дождь. Плюс все это на фоне не до конца растаявших после зимы сугробов.

Использование реагентов, конечно, надо рассматривать не только с точки зрения «чисто/грязно». Есть и такая вещь, как безопасность. За пару зимних сезонов без реагентов ГИБДД Санкт-Петербурга поднакопило статистические данные о количестве ДТП в городе. И статистика эта не очень утешительная: доля аварий, причиной которых стало плохое состояние дорожного полотна, прошлой зимой составила 41,6% от общего числа ДТП в Санкт-Петербурге. Для примера, в Москве, где не используют песок с 90-х годов, а применяют реагенты, этот показатель вдвое ниже — 26,9%.

Опыт Нью-Йорка, Стокгольма и других: пять способов борьбы со снегом и грязью
Фото: Скрин с официальной страницы ГИБДД

Это скриншоты с официальной страницы ГИБДД. В 2016 г. в Северной столице плохие дорожные условия стали причиной 1274 ДТП…


Фото: Скрин с официальной страницы ГИБДД

…в 2017-м их количество возросло до 1353. Раненых в результате таких аварий тоже стало больше.

Собственно, именно безопасность дорожного движения называют первопричиной для использования реагентов, грязь — дело десятое.

В Нью-Йорке на снег сыплют тонны реагентов

Для Нью-Йорка (и штата, и одноименного города) снег — явление редкое. Но иногда всё же случается.

Наша бывшая соотечественница Елена Романова живет в Нью-Йорке уже больше десяти лет. В прошлом году она запечатлела, как выглядит «Большое яблоко» после снегопада.

По словам Елены, зимние шины в Нью-Йорке — явление еще более редкое, чем снегопад. Поэтому дорожные службы не особо щепетильны в плане борьбы со снегом.

Елена Романова, жительница Нью-Йорка:

Опыт Нью-Йорка, Стокгольма и других: пять способов борьбы со снегом и грязью

— У нас с выпавшим снегом борются с помощью соли, причем начинают рассыпать ее на дороги сразу после того, как получат соответствующее предупреждение от метеорологов, хотя в этот момент могут лететь редкие снежинки. Убирают то, что осталось от снега, как правило, на следующий день.

Тротуары тоже посыпают противогололедными материалами. «Никто не хочет выплачивать тысячи долларов, если какая-то старушка сломает руку и подаст на коммунальщиков в суд: дело она, скорее всего, выиграет», — поясняют ньюйоркцы.

В Стокгольме и пригородах используют гранитную крошку и солевой раствор

Еще один пункт нашего наблюденя — Швеция: тут и погодные условия во многом схожи с нашими, и весной скандинавскую страну посетила наш журналист Алена Кляпчук. Фото, которые она высылала в наш редакционный чат, давали все основания радоваться за Алену: при аналогичных погодных условиях в Швеции (не только в столице, но и в небольших городках) было заметно чище, чем в Екатеринбурге. Хотя, повторимся, климат схожий: полгода в Швеции лежит снег, и температуры в это время колеблются от +5 до -20 с лишком.

Путешественники любят присылать картинки, в которых по белоснежным дорогам едут чистые машинки, мол, полюбуйтесь, здесь дороги не чистят — и вон какая красота. Но информация о том, что все дороги в Швеции зимой покрыты снежным накатом, неверна. В этой стране (как, впрочем, и в других скандинавских странах) дороги поделены на несколько категорий — в зависимости от интенсивности движения. Накат допускается на тех, по которым в сутки проходит не более 1500 автомобилей. К слову, в России на таких дорогах тоже оставляют снежный накат.

Дороги с высокой интенсивностью движения, согласно регламенту, чистятся, как и у нас, до «черного асфальта». И добиться этого без применения реагентов не всегда возможно. Чаще всего шведские автодороги обрабатываются солевым раствором, концентрация которого зависит от температуры окружающего воздуха. Если она ниже -7 С, соль применять запрещено: при таких температурах соль не действует.

Для зимней обработки улиц в городах солевые смеси шведы не используют: на эти цели пускают мелкофракционную крошку, чаще гранитную.

Опыт Нью-Йорка, Стокгольма и других: пять способов борьбы со снегом и грязью
Фото: Алена Кляпчук для 66.RU
Использование гранитной крошки и песка в Швеции логично — страна расположена на гранитной плите. Однако шведские дорожники признают, что на голом асфальте и при гололеде гранит бесполезен и даже опасен: он способствует возникновению роликового эффекта и быстрому износу полотна.

В Стокгольме и других крупных городах тротуары и проезжую часть посыпают более мягкой мраморной крошкой. По весне ее собирают пылесосами и могут использовать для строительства и ремонта дорог. В качестве противогололедного материала уже бывавшая в бою крошка не годится — она истирается и ломается.

Чудеса воды в Исландии и снега в Японии

Противники реагентов все как один утверждают, что использовать их неэкологично. Ученые им возражают: по словам исследователей, при правильном применении реагента вреда от него нет, а польза есть. Просто использовать любой реагент надо как медикамент: с точной дозировкой, в нужное время и правильным способом.

Впрочем, есть страны, где от снега избавляются самым экологичным способом — используя силы самой природы. В Исландии, к примеру, под городскими улицами проходят трубы, в которых течет вода из геотермальных источников — она обогревает дома и офисы в исландских городах. Температуры этой воды хватает, чтобы растопить снег на поверхности дороги. Проезжая часть и тротуары при этом остаются чистыми.

Вот так выглядит улица рядом со стилизованным отелем Viking Village в зимнем Рейкьявике.

Такой же способ очистки улиц от снега используется в японском городе Саппоро.

Опыт Нью-Йорка, Стокгольма и других: пять способов борьбы со снегом и грязью
Фото: 66.RU

В северных районах Японии дороги убирают с помощью тяжелой техники, в том числе снегометов, которые выбрасывают снег с проезжей части на обочину. Расчищают дороги до линии разметки. Так что в итоге трассы превращаются в снежные тоннели со стенами высотой с многоэтажный дом. Такие тоннели становятся туристическими объектами. Стаивая, снег течет на дорогу.

Рецепты есть. Но им никто не следует

Но вернемся из Японии в Скандинавию. Те, кто путешествовал по скандинавским странам зимой, знают, что самое главное средство борьбы со снегом здесь вовсе не абразивные материалы, а… оперативность дорожных и коммунальных служб. Во всех крупных городах Швеции круглосуточно дежурит снегоуборочная техника, готовая в любой момент выйти на улицы для борьбы с последствиями снегопада. В итоге снег просто не успевает растаять, соответственно, нет и грязи.

О том, что причина грязи — в неверно организованной работе дорожных служб, сегодня говорят все чаще и чаще — как люди, облеченные властными полномочиями, так и простые жители городов.

Ирина Кноль:

— Я видела, как снег убирают с помощью реагентов — в Белоруссии. Но там схема такая: вначале идет техника с реагентами, которые распыляются на дорогу. Примерно через полчаса идет уборочная техника: то есть всё, что растаяло, уже через полчаса с дороги убирают. И через час все сухо и чисто. Убирают даже обочины — без реагентов, конечно, с помощью специальной техники. Если б так чистили дороги у нас, думаю, вопрос, применять или не применять реагенты, интересовал бы только экологов.

В Екатеринбурге, отмечают специалисты, количество коммунальной техники неплохо было бы увеличить.

Мэрия Екатеринбурга еще в середине октября сообщала, что работает над этим.

Пресс-служба администрации Екатеринбурга:

— В этом году екатеринбургские благоустроители смогли усилить парк муниципальной уборочной техники новыми колесными тракторами, приобретенными на средства городского бюджета. По одному трактору «Беларусь», оснащенному необходимым для осуществления уборки навесным оборудованием, получило каждое районное ДЭУ.

В целом, по словам городских чиновников, екатеринбургские коммунальщики имеют в своем арсенале порядка 450 единиц различной уборочной техники, включая самосвалы для вывоза мусора и снега. В каждом из семи районных ДЭУ имеется свыше 50 различных машин и механизмов, задействованных в уборочном процессе. В том числе по 5–6 грейдеров, по 4 лаповых снегопогрузчика, по одному бульдозеру, а также большое количество комбинированных дорожных машин (КДМ), которые можно использовать для уборки городских дорог и тротуаров как в летний, так и в зимний период.

Кроме того, к работе в зимних условиях сегодня подготовлены и 8 снегоприемных полигонов Екатеринбурга. В каждом районе имеется свое вместительное хранилище для складирования убранного и вывезенного с улиц снега. А в Орджоникидзевском районе оборудованы даже две снежные свалки.

Остается надеяться, что эти меры помогут Екатеринбургу не превратиться в очередной раз в Грязьбург — даже при дорогах, посыпанных реагентами, спасающими город от ДТП.

Константин Мельницкий; 66.RU; Ирина Варкентин; Алена Кляпчук; 66.RU; forum.awd.ru.