Борьба с участием животных в цирковых представлениях на законодательном уровне началась в Австрии: в 2002 году там был принят общенациональный запрет на использование диких животных в цирках. С этого момента тренд начал распространяться по всему миру. Так, сегодня общенациональные запреты на содержание диких зверей и в цирках, и в зоопарках действуют в 17 европейских странах, семи латиноамериканских странах, а также в Израиле, Иране, Сингапуре. Кроме того, принимаются локальные запреты: например, в Испании цирки с животными запрещены в 300 городах. Всего в той или иной степени использование животных в сфере развлечений запрещено в 50 странах.
Международная практика уже показала, что цирки могут отлично существовать и без участия животных. Самым известным примером является канадский Cirque du Soleil, который существует больше 30 лет. Представления цирка известны во всем мире и собирают полные залы.
Восьмым чудом света называют китайский цирк «Золотой лев». Это один из древнейших цирков мира. В нем выступают молодые шаолиньские монахи с номерами, которые обычный человек не смог бы повторить даже после многолетних тренировок. В труппу набирают детей с трех лет и годами учат развивать свое тело.
Также в США нашли свою нишу цирка без животных: артисты цирка Джима Роуз жонглируют бензопилами, ходят по остриям ножей и прибивают себя гвоздями к полу. Этот цирк часто называют «шоу ужасов и уродов», потому что в основном номера действительно опасны для жизни и пугают зрителей.
В немецком цирке Ронкалли в 2019 году появилась система, позволяющая зрителям с любого места смотреть шоу со слонами, лошадьми и другими животными, которые на самом деле являются голограммами. Ее стоимость составила более полумиллиона евро, но затраты окупились: за год на представления было продано более 600 тысяч билетов, которые стоили от 29 до 70 евро.
В основных причинах, почему защитники животных выступают против цирков, можно выделить три аспекта.
Главным противником запретов на использование животных в цирках выступает глава Большого Московского государственного цирка дрессировщик Эдгард Запашный. В своих заявлениях он называет инициативы о запрете животных в цирке данью моде и тенденциям. В своих комментариях ТАСС Запашный заявил, что он не понимает, как «при невегетарианском мире, где сплошь и рядом рекламируют котлеты из мяса, шубы из животных и автомобили с кожаными салонами, цирк вдруг становится козлом отпущения». Это, по словам дрессировщика, «стопроцентное лицемерие».
Генеральный директор Росгосцирка Владимир Шемякин согласен, что существование российского цирка без зверей невозможно: «дети в восторге от животных». По его мнению, пока большая часть россиян хочет видеть животных в цирке, ничего не изменится.
Экс-министр культуры Владимир Мединский в декабре 2019 года заявил, что запрещать выступления животных в цирке пока рано. В интервью РИА «Новости» он выступил за ужесточение требований к содержанию животных, но «росчерком пера запрещать выступление тех или иных животных в цирке преждевременно».
Чтобы полностью запретить цирки с представлениями животных, необходимо разработать законодательную базу. Первый шаг в этом направлении уже сделан: спустя десять лет рассмотрений в этом году наконец вступил в действие закон «Об ответственном обращении с животными». Закон не запрещает полностью использовать животных в развлекательных целях, но ужесточает правила содержания животных и обязывает владельцев таких бизнесов получать лицензию.
Прецедент локального запрета животных в цирке уже имеется в России: в мае 2019 мэр столицы Ингушетии Беслан Цечоев запретил передвижные цирки-шапито с животными. Своих цирков в городе нет. Позже Цечоев в своем Instagram объявил, что вместо этого в Магасе появится инновационный цирк с голограммами животных.
После заявления мэра Магаса президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова предположила, что Россия может пойти по пути стран, где запреты принимаются муниципалитетами, а Ингушетия стала пионером в этом движении.