Почти четыре месяца в России работает «закон о хостелах» — поправки в Жилищный кодекс, которые ограничивают размещение мини-гостиниц в многоквартирных домах. По новым условиям, хостелы разрешено открывать в нежилых помещениях с отдельным входом. В помещениях должны быть пожарная и охранная сигнализации, эвакуационные выходы, сейфы, средства для уборки и так далее.
Новый закон стал смертельным почти для каждого пятого хостела: по данным «Российской газеты», после вступления в силу новых правил количество хостелов в Екатеринбурге сократилось на 18%. Одни предприниматели продавали бизнес, а те, кто мог, переводили помещения в нежилой фонд. По закону, категорию жилого помещения в многоквартирном доме можно изменить, если оно расположено над подвалом или другими нежилыми площадями и оборудовано отдельным входом.
Хостел «Карамель» в Перми, где в ночь на 20 января погибли постояльцы, находился в подвале с отдельным выходом. По данным СМИ, в здании и до этого случались коммунальные аварии. Правда, до этого обходилось без пострадавших.
По данным Booking.com, в Екатеринбурге работает 61 хостел. Сервис 2ГИС по поисковому запросу нашел 86 подобных отелей. После трагедии в Перми их владельцы ждут проверок. «Сейчас начнут проверять хостелы, [до тех пор,] пока в другом месте что-нибудь не случится», — считает владелица капсульного отеля Лилия Дербах. Она допустила, что после трагедии требования к мини-гостиницам могут ужесточить.
Лилия Дербах, владелица капсульного отеля «Орион»:
— Случиться может хоть что. [Прорвало трубу] — выносим хостелы в отдельные здания. Случился пожар — разбиваем палаточные городки. Палатки унес ураган — запрещаем палатки. Мне кажется, метод [пока гром не грянет] недейственный.
Другая владелица хостела, пожелавшая остаться анонимной, полагает, что новые требования могут стать неподъемными для предпринимателей. И это приведет не к повышению цен для постояльцев, а к сокращению легальных отелей. «Если скажут, что хостел не должен располагаться в многоквартирном доме, а быть отдельным зданием, [мы не сможем себе этого позволить]», — говорит владелица.
Предприниматель Дмитрий Зверев, которому принадлежит хостел и апарт-отель «Уральские берега», призывает не торопиться с выводами. Если пермская «Карамель» была незаконной, начнутся рейды по теневым мини-отелям, допустил он. «Бегать и кричать, что сейчас всех начнут кошмарить, я бы не стал — у меня нет [поводов для этого]», — заметил Дмитрий в разговоре с 66.RU.
Сокращение числа легальных отелей в Екатеринбурге перед Универсиадой ударит по репутации отрасли — у гостей будет больше шансов поселиться в отеле, который работает по-черному, чем в гостинице, находящейся под контролем надзорных органов. Лилия Дербах привела в пример ситуацию во время чемпионата мира по футболу, который прошел в 2018 году: «Открывались хостелы-однодневки в полуангарах с входом и выходом и двухярусными кроватями. В итоге все [болельщики] ходили и плевались. Такие помойки открывались во всех городах, только чтобы заработать и уйти с рынка».
После пермской трагедии в России могут запретить размещать хостелы в подвалах. Эту идею обсудят в верхней палате парламента. «Видимо, пришло время опять вернуться к теме регулирования деятельности хостелов и вносить необходимые изменения в законодательство», — сказал «Известиям» сенатор Олег Мельниченко.