Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кто такой Михаил Мишустин и как мы будем жить при новом премьере. Мнения экспертов

16 января 2020, 16:29
После отставки премьер-министра Дмитрия Медведева и предложения Владимира Путина назначить на этот пост Михаила Мишустина политологи пытаются ответить на вопрос, что означает эта рокировка, какие задачи будут стоять перед новым премьером и является ли Мишустин преемником президента. 66.RU собрал самые яркие экспертные мнения, объясняющие ситуацию.

Об отставке Дмитрия Медведева стало известно через два часа после послания Владимира Путина Федеральному Собранию, в котором президент предложил внести ряд изменений в Конституцию. Вслед за этим глава государства выдвинул на пост премьера главу Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина. До работы в ФНС тот занимал должность президента группы компаний UFG — одной из крупнейших организаций по управлению активами в России, а еще раньше руководил Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами.

Вот что говорят о ситуации политологи и политические деятели.

Политолог Владимир Пастухов «Эхо Москвы»: «На первый взгляд, он (выбор Михаила Мишустина, — прим. ред.) кажется совершенно случайным, но это только потому, что ты не задумываешься об этом. Микроменеджмент у Владимира Владимировича всегда на очень хорошем уровне. Он очень хорошо разбирается в том, какие люди вокруг него есть и каких на каких позициях можно использовать. В этой ситуации, когда с одной стороны все держится на силовиках, но при этом силовики надоели, Мишустин является достаточно интересной фигурой…

Предложение Мишустину возглавить правительство России — это новый поворот сценария. Несмотря на то, что движение в отрицательном направлении по всем параметрам, в этом есть большой позитив, потому что это движение. Закончился очень долгий период политического Dolce far niente — «сладкого ничегонеделания».

Политолог Андрей Данилов ИА REGNUM: «Что можно ожидать от нового председателя правительства? Прежде всего, дальнейшей цифровизации и интернетизации государства, а также других сфер деятельности страны. На это делал ставку и президент Владимир Путин, подчеркивая в послании про цифровое телевидение и доступность интернета.

Мишустин, как руководитель с большим опытом, может добиться успехов в государственной деятельности, и соглашусь с коллегами-экспертами касательно положительных оценок его кандидатуры. Остальное покажет время — 2020 год, в ходе которого премьеру предстоит подготовить совместно с парламентом реформы государственной власти и исполнить озвученные в послании президентом предложения и обещания касательно социальных и экономических аспектов жизни страны».

Политолог Дмитрий Орешкин «Новым известиям»: «Понятно, что инвестиции извне к нам не придут, придется их брать изнутри страны. Чтобы брать инвестиции изнутри страны, придется подпечатывать денежки. А чтобы эти денежки не утекали за рубеж, конвертировавшись в валюту или золото, по-видимому, придется, как это было сделано на закате НЭПа, ограничить возможность обмена рублей на иностранные валюты. Именно для этих целей хорош такой человек, как Мишустин, который руководил таможней, который руководил извлечением налогов и имеет опыт создания таких структур и удержания их под жестким контролем.

Господин Мишустин — очень исполнительный, очень жесткий. Поднял налоговую службу, увеличив налоговые поступления быстро и значительно. Он умеет решать подобные задачи. Умеет построить заборы, чтобы мышь не проскочила. Но проводить самостоятельную, независимую политику он не только непригоден, но и не может. Он эффективно будет решать задачи, которые поставит Путин. Кто-то захочет уехать, кто-то захочет вывести деньги. Но господин Мишустин поставит жесткий блок. Для этого его и назначили».

Политолог Аббас Галлямов: «Главные задачи, которые встанут перед новым премьером, будут связаны с необходимостью модернизации экономики. Поэтому сейчас на этой должности нужен человек, способный к модернизации и имеющий в этом деле опыт. У Мишустина репутация человека, такой опыт имеющего. Я неоднократно сталкивался с мнением о том, что ФНС это одно из самых успешно модернизирующихся ведомств страны. В этом смысле его назначение представляется адекватным».

Бывший министр экономики Андрей Нечаев «Открытым медиа»: «Создается впечатление, что президент решил сосредоточить в руках всю полноту власти, хотя она и так была достаточная. И повторил практику нулевых, когда были технические премьеры, самое главное — без политических амбиций. Мишустин вполне соответствует этому критерию. Видимо, до того как будут внесены изменения в Конституцию, а Путин решит, в какой форме он останется у власти, у нас будет такой технический председатель правительства. Конечная цель всего происходящего — оставить Путина у власти. Серьезные проблемы в экономике, падает уровень жизни, теперь можно будет сказать: я ставил перед правительством задачи, чиновники их не выполнили, поэтому назначено новое правительство. Правда, пока остается вопрос, насколько реально оно обновится».

Политолог Михаил Виноградов «Открытым медиа»: «Это назначение выводит премьерский пост из гонки преемников. Хотя все будут постоянно присматриваться к Мишустину, но не более того. Важно то, что правительство при Мишустине будет не так сильно раздражать население, как кабинет имеющего высокий антирейтинг Дмитрия Медведева. Мишустин умеет не притягивать антирейтинг. Он сделал из ведомства-аллергена ведомство с человеческим лицом».

Генеральный директор Института политических исследований, политолог Сергей Марков: «Он, по всей видимости, не является преемником Путина. Он сам об этом не знал. Я планировал с ним встречаться завтра на одном мероприятии, по всей видимости, он на него теперь не придет, он сам этого не знал. Это технократ, который будет твердо держать правительство, это кандидатура типа Михаила Фрадкова. Где важно не столько, кто назначен, сколько кто снят. Тогда был снят, напомню, Михаил Касьянов».

Американский политолог Уильям Померанц РИА «Новости»: «Не думаю, что [Мишустин] потенциальный преемник. Конечно, никто не думал в свое время про самого Путина, что он будет президентом, но он зарекомендовал себя компетентным премьер-министром в короткое пребывание на этом посту в 1999 году. Но у Мишустина нет властной базы и поддержки, которая могла бы сделать его преемником Путина».

Доцент политологии в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Екатерина Шульман «Настоящему времени»: «Сейчас все будут думать, что новый премьер — это преемник, но я бы не утверждала этого прямо сейчас. Мне не кажется, что это так.

Второе, что я бы не делала, это не списывала Дмитрия Медведева. Он получил интересную должность, которая уже объявлена устами публичных спикеров (он займет пост зампредседателя Совета Безопасности РФ, специально созданного для него, — прим. ред.). Совет Безопасности — очень интересная структура, мы ей занимались и изучали. Последние несколько лет Совет Безопасности увеличивает свое присутствие и в законотворческом процессе, что мне близко, поэтому я это более-менее заранее знала.

И третье, что я бы не делала, — это кадровые прогнозы. Всем кажется, что фамилии — это самое важное. Но это не так. Структурные изменения важнее, а они не очень существенны. Объявление о начале процесса транзита — это важно. История, в том числе политическая, полна событиями, которые задумывались как что-то одно, а в конце оказывалось что-то другое. Это довольно рискованно выйти и объявить: вот сейчас наступила пора перемен. Она наступает, потому что, как верно было сказано в послании, общество этого хочет, но то, что ты ее инаугурируешь, не значит, что ты потом полностью ею управляешь».