В книжном магазине «Пиотровский» в Екатеринбурге прошла презентация переизданной книги-сборника «100 магнитоальбомов советского рока». Ее перевыпустили впервые с 1990 года. Представил новое издание музыкальный критик и автор книг о советской и российской музыке Александр Кушнир, который работал с «Мумий Троллем», «А-Студио», Земфирой, организовывал фестивали Maxidrom, «Нашествие», «Крылья» и был пресс-атташе концертов российских и зарубежных звезд.
Мы обратились к эксперту с единственным вопросом: можно ли рассматривать тексты сегодняшних рэп-исполнителей — таких как Хаски, FACE, Oxxxymiron — как предвестие масштабных общественных потрясений и есть ли в этом параллель с 80-ми, когда остросоциальные песни рок-музыкантов вылились в итоге в распад СССР?
Александр Кушнир, автор книги «100 магнитоальбомов советского рока»:
— То, что делали рокеры 80-х, делают рэп-исполнители спустя 30 лет. Рок-музыканты в Европе разрушили Берлинскую стену, рок-музыканты в СССР, можно сказать, ускорили разрушение Союза и превращение социализма в капитализм. Рэперы сейчас единственные, кто поднимает в своих текстах ключевые вопросы. Они ничего не боятся и совершают акции на грани фола с правоохранительными органами. [Рэперы] много чего нового придумали, начиная с батлов и заканчивая новой формой протеста. Поэтому мне кажется, что история вышла на новый виток спустя 30 лет. Рэп — это рок-музыка в новом витке. Форма изменилась, а суть осталась прежней.
Кроме того, на презентации Александр Кушнир рассказал много историй из личного опыта про рок-тусовку 80-х. Мы выбрали несколько самых интересных сюжетов, которые отражают дух того периода.
Рок-альбом на лужайке
Был 1978 год. Встретились Борис Гребенщиков и Михаил Науменко — два гения питерской рок-музыки. Они поняли, что им нужно вместе писать песни на русском языке. Но связей, как у «Машины времени», и средств, как у «Високосного лета», у музыкантов не было.
Что они делают: берут две гитары, микрофон, звукорежиссера-дружбана и садятся на лужайке. Представьте себе картину: ромашки, стоит табуретка, а на ней микрофон. И они начинают записывать альбом. Это было начало всех начал. Альбом назывался «Все братья — сестры». Куплет поет Майк, куплет поет Борис. Припев — хором.
В итоге рок-альбом записан на лужайке с бюджетом в ноль рублей.
«Весенние ритмы»: первый рок-фестиваль
В 1980 году в Тбилиси проводят первый рок-фестиваль, чтобы показать, что в СССР все нормально. Со всей страны туда съехались группы, в том числе «Аквариум». В конце выступления Гребенщиков упал и играл лежа. На него упал Гаккель с виолончелью. Жюри в полном составе поднялось и покинуло зал. Сказали, что это пропаганда гомосексуализма.
В этот момент «Аквариум» пели песню «Марина». В песне были такие слова: «Марина узнала, она захотела, она вышла замуж за Ино». Имелся в виду музыкант Брайан Ино. Но жюри показалось, что в песне поется «вышла замуж за финна». Как советская женщина может выйти замуж за финна?!
В итоге на фестивале первое место заняла группа «Машина времени», а «Аквариум» запомнился этим скандальным выступлением.
Yellow Submarine в «Аквариуме»
В Таллине был какой-то другой мир. Тусовка Бориса Гребенщикова и Михаила Науменко узнала, что там проходит кинофестиваль. Программы не было, но они, предчувствуя, что третий день будет днем мультфильмов, в ожидании чуда поехали в Таллин автостопом. И чудо случилось: третьим по счету показывали клип the Beatles — Yellow Submarine. Группа «Аквариум» ходила на его показ четыре дня подряд.
Они рассказывают, что когда в первый день увидели на экране Yellow Submarine, боялись потерять сознание: дыхание было напрочь нарушено. Во второй день чудо перевалило в зону вечного кайфа. На третий они начали обращать внимание на то, что происходит на экране. В четвертый день появился переводчик: с типичной эстонской оперативностью он начал переводить текст песни. От отвращения группа «Аквариум» в полном составе покинула кинотеатр.
Христианский альбом в СССР
Валерий Баринов — убежденный баптист. Он быстро собрал группу, назвал ее «Трубный зов», и вместе они записали хард-рок песни по библейским сюжетам. Они поняли, что в Союзе делать нечего, а эмигрировать не удастся, поэтому по христианским каналам стали передавать свои первые записи за рубеж.
Чтобы записать альбом «Второе пришествие», они нашли недалеко от Таллина хутор из двух домов. В баптистских кругах было известно, что в Таллине одна церковь обладала хорошим звукозаписывающим оборудованием. Какой-то смелый водитель привез всю эту аппаратуру ночью на хутор, музыканты пригнали гитары, питались консервами и за две недели написали альбом.
Впоследствии при переходе государственной границы группу задержали сотрудники КГБ. Как Баринов видел этот переход? Очень просто: встали на лыжи — Финляндия же близко, — взяли компас, помолились и пошли. Их накрыли где-то под Мурманском.
Баринова посадили. Ну, как он там сидел. Он быстро в тюрьме всех в христианство обратил.
Советский Вудсток-87
Пришел Горбачев. Начинается «перестройка» и разрешаются первые фестивали. В 1987 году прошел рок-фестиваль в Подольске. К этому времени все основные альбомы русского рока были выпущены.
Группа «Калинов мост» на своих концертах укладывала на лопатки залы. Это был такой таежный, жесткий ритм-блюз. На фестивале в Подольске группа выступала час полным составом. Потом Дмитрий Ревякин [лидер группы] оглянулся на музыкантов — а у них в группе была хорошая биопсия [в данном контексте – взаимопонимание] — и вся группа ушла, и он один исполнил песню «Полоняне», которая написана в эпоху борьбы с недостатками советского строя. Ревякин взял все риски [за ее исполнение] на себя.
После того как я увидел «Наутилус Помпилиус» и «Калинов мост», я написал заявление, ушел с работы и занялся музыкой: зачем быть сторожем или грузчиком, если вот такое есть.
Иван Дремин (Face) признан(а) Минюстом РФ иностранным агентом
Земфира Рамазанова признан(а) Минюстом РФ иностранным агентом
Мирон Федоров (Oxxxymiron) признан(а) Минюстом РФ иностранным агентом