Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екатеринбург потратил 140 млн рублей на проектирование метро, которое не собирается строить

17 декабря 2019, 15:55
Екатеринбург потратил 140 млн рублей на проектирование метро, которое не собирается строить
Фото: архив 66.RU
Предпроектная документация долго не живет – уже через два года она будет неактуальной, и если стройка к тому времени так и не начнется, придется снова тратить деньги на ту же работу. А она не начнется – на то есть объективные причины.

На подготовку к строительству второй ветки метро в Екатеринбурге выделили 250 млн рублей. Большую часть суммы — 140 млн — получил «Уралгипротранс» (остальные 110 млн перенаправили на финансирование обновления подвижного состава в метрополитен). Организация займется предпроектной документацией для линии. Деньги потратят на исследование технико-экономического, технологического обоснования проекта и изучение грунтов. Проще говоря, авторы должны доказать, что вторая ветка нужна Екатеринбургу. Для этого анализируют пассажиропоток, сопоставляют транспортную схему с Генпланом, оценивают грунты и так далее.

Но предпроектная документация «живет» всего два года: к 2023-му документы будут уже неактуальны, анализ придется начинать заново и вновь тратить на это десятки миллионов бюджетных рублей.

То, что строительство метро в Екатеринбурге в ближайшие годы не начнется, — уже ясно. Это подтвердил и мэр Екатеринбурга Александр Высокинский во время заседания гордумы 3 декабря. В бюджете на 2020 год не запланированы расходы на линию от района ВИЗ-Правобережный до микрорайона ЖБИ.

Александр Высокинский, мэр Екатеринбурга:

Екатеринбург потратил 140 млн рублей на проектирование метро, которое не собирается строить

— В следующем году будем вместе смотреть, как вкладываться в дальнейшее проектирование метрополитена. Получив итоги исследования [«Уралгипротранса»], мы обратимся к коллегам из правительства области, федерального центра.

Вторую ветку метро в Екатеринбурге проектируют уже шесть лет. В 2013 году проектно-изыскательские работы по линии закончили, Александр Высокинский обещал построить к 2018 году четыре станции и, если удастся получить ЭКСПО-2025, еще пару станций. Но к ЧМ вторую ветку так и не запустили. Сколько именно потратили на подготовку к строительству метро с 1990-х, неизвестно. За последние шесть лет это может быть сумма больше 200 млн рублей.

Но, как объяснили 66.RU в мэрии, прекратить подготовку невозможно — если Екатеринбург перестанет планировать метро, то денег город точно не увидит. «[Бюджет города не может себе позволить] построить метро самостоятельно. Чтобы получить деньги из регионального или федерального бюджета, необходимо предоставить проектную или предпроектную документацию. Она позволит, во-первых, оценить масштаб необходимых затрат, во-вторых, показать, что строительство метро необходимо и возможно», — объяснили в горадминистрации.

По сути, Екатеринбург завис в ожидании: чтобы появились новые станции, нужна воля федерального центра.

— Мы не закладываем [деньги на строительство метро], пока не будет <…> стратегического решения государства о появлении программы по строительству метрополитенов в крупных городах. Естественно, если эта необходимость возникнет, будем деньги искать, — говорил депутатам Александр Высокинский.

— А если не возникнет, то тогда мы эти 140 млн потратили куда? — спрашивали его.

— Если не возникнет в следующем году, значит, возникнет в 2021-м. Я уверен, что решение проблемы строительства метро в крупных муниципалитетах на уровне государства остановлено не будет.

И в час X у Екатеринбурга должны быть необходимые документы, чтобы «не стоять с большими глазами», а просить деньги обоснованно.

  • В 2019 году цену на проезд в метро повысили с 28 до 32 рублей, чтобы обновить вагоны. После этого за полгода пассажиропоток в подземке снизился на 10%. Ежегодно количество людей, которые ездят на метро, сокращается. В 2013-м единственной веткой воспользовались 52,4 млн пассажиров, в 2018 — уже 47,9 млн.
  • Чтобы протянуть линию с ВИЗа на ЖБИ, нужно 73,7 млрд рублей. Экс-министр правительства Москвы Сергей Капков считает, что ситуация патовая и никто в регионах строить метро не будет. Вместо подземки городам-миллионникам нужно развивать скоростной трамвай — это дешевле и не так трудозатратно.