Статья о пакте Молотова — Риббентропа, вышедшая в ноябрьском номере журнала «Дилетант», не понравилась членам Российского военно-исторического общества (его возглавляет министр культуры РФ Владимир Мединский), и они вслед за медиаменеджером отправились в Екатеринбург, чтобы там с ним поспорить.
Венедиктов в полуторачасовой лекции развивал единственный тезис: пакт сделал нацистскую Германию и СССР союзниками. Кратко выступление главреда «Эха» выглядело так:
- В 1939 году Германия и СССР заключили не только договор о ненападении, но и составили секретный протокол о разделе Восточной Европы.
- До 1985 года советские руководители отрицали существование секретной части пакта Молотова — Риббентропа.
- Копии этих документов опубликовали американские политики, однако верхушка СССР называла их фальшивыми.
- Подлинники документов находились в ЦК КПСС. Их копии могло запросить Министерство иностранных дел.
Ноябрьский выпуск журнала «Дилетант» посвящен пакту Молотова — Риббентропа, а на обложку иллюстраторы поместили карикатурных Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина в образе жениха и невесты. |
- В архивах сохранились особые папки с припиской, которые свидетельствовали, что Андропов и Черненко были ознакомлены с деталями соглашения между Германией и СССР.
- 31 мая 2019 года МИД РФ принял решение о публикации секретных документов. Сканы протоколов публиковались в журнале внешнеполитического ведомства и были частью экспозиции.
- Пакт о ненападении был выгоден Германии, которая готовилась к войне с Польшей. Штаб разработал оперативный план вторжения «Вайс», и договоренности со Сталиным позволили исключить возможное участие Советского Союза.
- Кто решил дополнить договор секретным пунктом о разделении сфер влияния в Восточной Европе, неизвестно.
- Версия, что без пакта Гитлер напал бы на СССР в 1939 году, а так войну отсрочили на полтора года, это «даже не лицемерие, а чистой воды вранье».
- Против этой версии говорит тот факт, что командование Вермахта получило приказ о составлении операции против СССР 22 июля 1940 года, а директиву № 21 (План «Барбаросса») фюрер подписал 18 декабря 1940 года. Кроме того, в 1939 году у Германии и СССР не было общей границы.
- Несмотря на доклады разведчиков, Иосиф Сталин до последнего момента не верил в то, что Гитлер нарушит договоренности. Именно поэтому он называл то нападение «вероломным».
- За полтора года от подписания пакта до начала Великой Отечественной войны и Германия, и СССР нарастили военную мощь: увеличили личный состав армии, поставили на поток производство самолетов и танков.
- В результате присоединения Прибалтики, ставшего следствием договора, СССР нарастил население на 23 млн человек. Германия, контролируя территорию Польши и Литвы, заполучило 122 млн человек — базу для подготовки солдат.
- Премьер-министр Владимир Путин в 2009 году в интервью иностранной прессе сказал, что тот договор не имел никаких перспектив.
- Позиция Прибалтики стала триггером для распада Советского Союза. Пакт Молотова — Риббентропа — это мина замедленного действия.
- Последствия от соглашений мы все еще ощущаем. И дело не в том, что пакт был подписан, а в том, что мы не признаем его ошибкой.
После лекции полноценной дискуссии так и не получилось. Да, оппоненты Венедиктова пытались что-то возразить. Из-за плохой акустики в атриуме Ельцин Центра без микрофона перебивать трудно, да и сам Венедиктов отвечал очень бегло, не давая вставить ни слова. Тогда молодой человек в клетчатой рубашке прорвался к сцене и попытался выпросить микрофон. Но смирился с тем, что ему его не дадут, и вернулся на место.
Дальше участники Российского военно-исторического общества начали задавать провокационные вопросы типа: считает ли Венедиктов, что секретный протокол уравнял вину СССР и Германии за развязывание войны и если Россия признает ответственность, как изменятся международные отношения.
«Весь мир признает ответственность советского правительства в развязывании Второй мировой войны, поэтому это никак не изменит международные отношения, а только их упростит», — ответил он.
Каждый историк из зала считал за долг поправить «дилетанта». Это касалось и договора о ненападении с Японией (это соглашение Венедиктов назвал победой советской дипломатии), и оценки причин пакта Молотова — Риббентропа (выпускник УрГУ предположил, что Сталин таким образом решал две задачи: распространял влияние на соседние страны и пытался обезопасить границы от объединенного врага).
После окончания оппоненты быстро покинули встречу, а простые зрители окружили Венедиктова для автографов и совместных селфи.