Секта — это тип религиозной организации. Группа, отделившаяся от центрального учения. В ней существует определенная добровольность членства. Есть неустоявшееся вероучение, которое находится в процессе трансформации. Есть харизматический лидер, который руководит, как правило, небольшим коллективом. Есть, конечно, представление о том, что они являются людьми особого избранничества — либо только они спасутся, либо только они знают какую-то правильную истину. При этом слово «секта» не несет никакой негативной окраски.
Нет, конечно. Вообще нельзя говорить, что какой-то тип религиозной организации опасен. Обычно если религиоведы говорят об опасной организации, они озвучивают конкретное название, адрес, по которому она расположена, и в каком именно явлении она представляет угрозу.
Здесь сложная ситуация. Вообще, организация «Ученики Иисуса Христа» есть в Екатеринбурге, и, скорее всего, она не имеет никакого отношения к этой истории. Судя по женщине на видео и ее фамилии — это разные люди.
«Ученики Иисуса Христа» — нормальные протестанты, сектантами их ни в коем случае называть нельзя. По тому описанию, которое у нас есть на сегодняшний момент из СМИ [об организации Гайнуллиной], сложно сделать какой-то вывод. Возможно, это какие-то странствующие проповедники, какая-то специфическая группа. Во что она верит? Что она проповедует? Мы не знаем. Верят они в Иисуса Христа, поют какие-то песни — на этом всё.
На самом деле, если посмотреть на этот список, может оказаться, что и православный монастырь подойдет под эти определения. Потому что есть и депривация в виде постоянных молитв, и какие-то ограничения в питании, в передвижении. Постоянные мысли о спасении, уход от мирского. Не от мира как такового, а от мира как от понятия, наполненного грехом. Но монастырский уклад представляет собой социальную норму. В то время как есть формы религиозной жизни, выходящие за ее пределы.
Поэтому здесь нужно быть аккуратным, смотреть на конкретные случаи. Упор надо делать на резко изменившееся поведение. Когда ценности семьи, работы, труда отвергаются в угоду чему-то такому новому и абстрактному.
Текст: Ольга Корюкова, Полина Павлова