Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Суд будет отнимать имущество у людей, знакомых с коррупционерами

12 ноября 2019, 08:57
Дружить со взяточниками теперь опасно. Адвокаты Дмитрия Захарченко утверждают, что в пользу государства могут обратить любое имущество, если законность его происхождения не доказана с помощью справки из налоговой по форме 2-НДФЛ.

Конституционный суд подтвердил законность конфискации имущества не только у коррупционеров и их родственников, но и у друзей или знакомых обвиняемых. Об этом говорится в ответе на жалобу экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко и его семьи, пишут «Ведомости».

Полковника полиции Дмитрия Захарченко задержали в середине 2016 года. На тот момент он руководил подразделением по борьбе с коррупцией — управлением «Т» ГУЭБиПК. Дома у Захарченко обнаружили 8 млрд рублей наличными. В 2019-м экс-полицейского приговорили к 13 годам колонии и штрафу в 118 млн рублей. 27 квартир и машиномест в Москве, четыре автомобиля, золотой слиток, миллиарды в рублях и иностранной валюте взыскали в счет государства.

В 2017 году Никулинский суд Москвы изъял у Захарченко, членов его семьи и друзей имущество на 9 млрд рублей. В ноябре 2019 года Головинский суд столицы взыскал 6 млрд руб. активов с обвиняемого во взяточничестве полковника ФСБ Кирилла Черкалина и его родственников. В обоих случаях, по мнению Конституционного суда, изъятия правомерны.

Подобная конфискация «относится к особым правовым мерам» и направлена на эффективное противодействие коррупции и защиту конституционно значимых ценностей, указывает КС. Собственник имеет право представить в суд доказательства законности происхождения средств, на которые приобреталось имущество.

Адвокаты Дмитрия Захарченко утверждают, что решение суда фактически дает право обратить в пользу государства имущество любого человека. Доказывать законность его происхождения придется в суде, где верят только справкам из налоговой по форме 2-НДФЛ, констатирует адвокат Захарченко Александр Горбатенко.

«С моей точки зрения, конфискация собственности — это серьезнейший акт, который не может происходить произвольно и обоснование которого должно быть убедительным. У нас же прокуратура давно ничего не доказывает — она просто излагает свою позицию, а суд с ней соглашается», — говорит адвокат Алексей Мельников.

С пропагандистской точки зрения антикоррупционные дела чрезвычайно эффективны, говорит Мельников. Но если в стране нет самостоятельного и независимого суда, попасть под каток может любой, кто как-либо связан с коррупционером — через знакомство или проведенную имущественную сделку. Подобные нормы отпугнут инвесторов, потому что демонстрируют очень отличное от цивилизованного отношение к институту собственности в России, полагает юрист.