Чтобы вдохнуть жизнь в парк, мало перенести туда тренажер и обустроить площадку для выгула собак. Как правило, типовые решения проектировщики применяют, когда не знают, чем насытить общественное пространство. Правильному подходу можно поучиться у бизнеса, который вкладывает в город собственные деньги.
К примеру, создатели торговых центров на первом этапе скрупулезно изучают потоки, местность, потребности жителей и только с учетом этого контекста приступают к проектированию.
То же и с парком: прежде чем создавать или реконструировать, нужно понять его ценность в масштабе микрорайона.
Илья Полянских, архитектор OSM-project:
— Разрабатывая концепции развития парковых зон, мы проводим полевое исследование, знакомимся с бизнесом, людьми, которые живут рядом. Гуляем с туристами, экспертами, ландшафтными дизайнерами. Изучаем историю. Потом опрашиваем всех резидентов: каким должен быть парк и какие функциональные зоны там нужны.
В итоге у архитекторов появляется понимание, чем наполнить парк, появляется зонирование. Дальше создается концепция, жители ее обсуждают, вносят коррективы и дополнения. Когда концептуально парк готов, становится ясна его стоимость. После этого власти принимают решение о реализации.
С виду парки одинаковые — деревья и тропинки. Но каждый горожане используют по-своему — в зависимости от расположения, площади и статуса. Недавно сотрудники архитектурных бюро ROCK и OSM-project собрали пожелания для проекта обновления летнего парка «Уралмаш». Там сегодня нет кафе и туалетов, работают платные аттракционы, но пользуется спросом только веревочный парк.
Старожилы Уралмаша хотят, чтобы зона отдыха стала похожей на ту, что была здесь в 70-х — с танцами и концертами. И урбанисты предложили сделать центр коммуникаций с площадью, где летом можно устраивать музыкальные фестивали, а зимой кататься на коньках. В этом здании также можно разместить кафе, уборные, организовать пункты проката спортивного инвентаря.
Еще в парке предлагают выделить зону для общественного огорода. В теплицах и на грядках каждый желающий сможет выращивать овощи или зелень. Символично, что это перекликается с народным названием парка — «Огород» (в 20-е годы тут был настоящий огород). Также в парке устроят амфитеатр, беседки, малые архитектурные формы и смотровую башню вместо колеса обозрений.
К реконструкции уралмашевского парка можно приступить после 2020 года, когда заканчивается контракт с компанией, которая сейчас управляет парком.
Ценность парков осознают владельцы торговых центров. Шопинг или поход в кино перестал закрывать все потребности людей, которые проводят выходные в городе.
Поэтому в феврале 2019 года на месте парковки перед ТЦ «Мега» открылась большая зона отдыха, которая летом превратилось чуть ли не в самое популярное место в Екатеринбурге для селфи. Проектировщики поделили пространство несколько зон: амфитеатр для музыкальных фестивалей и паблик-токов, обособленная пекарня, площадки для игр и отдыха.
Фото: архив 66.RU |
---|
В проект собственник «Меги» вложил 450 млн рублей, и в этом 100% прагматичного расчета. В интервью 66.RU гендиректор IKEA Center Russia Милен Генчев объяснял, что общественный компонент стал частью бизнес-модели компании.
Милен Генчев, гендиректор IKEA Center Russia:
— Мы стремимся к устойчивому развитию не только с точки зрения материальных ресурсов, но и в плане взаимоотношений с покупателем. Бизнес, который хочет быть успешным, должен в первую очередь соответствовать ожиданиям потребителей. Здание и земля под ним будет стоить ноль, если сюда никто не придет.
Той же логикой руководствовались собственники ТРЦ «Радуга-парк», когда инвестировали в парк развлечений на открытом воздухе. Спустя годы негативный эффект от стройки (протесты и уголовное дело против Максима Петлина) начал забываться, зато у горожан появилась площадка с колесом обозрения, тюбинговой трассой и веревочным парком.
Кроме того, обсуждаются варианты организации рекреационной зоны у ТЦ Veer Mall, строящегося на севере города.
Зеленая зона часто становится главной «фишкой» строящихся домов и одним из критериев, по которому покупатели подбирают жилье. Девелопер может сделать надбавку в стоимость квадратного метра и не потерять в спросе. Можно сравнить цены на недвижимость в Солнечном, где аллею разбили в 2017 году, и Академическом, где есть только рендеры и обещания инвестора.
Мастер-девелопер Солнечного, компания Forum Group, зарезервировала под парк 17 гектаров. Пока благоустроено 5 га из них. С вводом новых очередей сквер будет расширяться.
Фото: архив 66.RU |
---|
«Поначалу очень хотелось эти 17 га чем-нибудь застроить. И я доволен, что разум победил традиционную девелоперскую жадность», — рассуждал на форуме Expo Build Russia 2016 гендиректор компании Сергей Воробьев. |
В Академическом сейчас разрабатывают проект Преображенского парка. Судя по концепции Archinform, там появится комьюнити-центр, под крышей которого можно объединить бассейн, прокат спортинвентаря и мастерские. Есть идея сделать там ярмарочные зоны с павильонами, которые могли бы работать во время городских праздников.
Фото: официальная документация проекта |
---|
В «РСГ-Академическое» не надеются вернуть капитальные вложения, но рассчитывают отбить хотя бы расходы на содержание.
Принято считать, что парк вытягивает бюджетные ресурсы и ничего не приносит в казну. Это справедливо лишь отчасти: в Москве и Казани общественные пространства вышли на самоокупаемость.
Финансовая модель, когда парк зарабатывает на платном входе, утопична. Зарабатывать нужно на мероприятиях и продажах еды и сувениров во время этих событий, считают урбанисты.
Илья Полянских:
— У каждого парка должен быть специализированный оператор, который составляет событийную карту, следит за порядком и безопасностью, вовремя убирает мусор. В Екатеринбурге этим обычно ведает муниципалитет или временный директор, который арендует площадь. Но у муниципалитета нет времени этим заниматься, а предприниматели не до конца понимают, что делать с новым для них хозяйством.
Концепция вышеупомянутого летнего парка на Уралмаше рассчитана на привлечение внешнего оператора — для этого на центральной аллее запроектировали хозяйственный блок. Оператор сможет окупать затраты за счет проката спортинвентаря, организации фуд-корта. Остальные площадки будут бесплатными.
Для крупных объектов, вроде смотровой башни, кинотеатра под открытым небом или спортивной площадки, можно за счет бюджета выполнить подготовительные работы, а со временем найти мецената.
Инвестиции в преобразование зоны отдыха составят 520 млн рублей, отдача при таком управлении — 5 млн рублей в месяц. В течение 10 лет парк сможет приносить прибыль, считают разработчики концепции, которые консультировались с создателями дизайн-завода Flacon —модного места в Москве.
Большинство парков города выглядят заброшенными и морально устаревшими. Таким кажется и парк-стадион «Химмаш». К ЧМ-2018 там сделали новенькое тренировочное поле, но окружение оставили в прежнем состоянии.
Появление теплых помещений стало бы хорошим подспорьем к развитию территории, в том числе для совершенствования зимних сценариев. Вообще, у этого парка есть уникальное преимущество: там проведено электричество. А это значит, если грамотно подойти к проектированию, территорию можно осветить и увеличить тем самым время работы. Другая ценность — место выходит к набережной Нижнеисетского пруда. Но берег заброшен и никак используется.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Компания «Атомстройкомплекс», которая планирует построить дома у парка-стадиона «Химмаш», разработала концепцию обновления. Она состоит из шести этапов:
- сформировать зоны отдыха перед входными группами;
- интегрировать места отдыха в пешеходную аллею;
- разнообразить и насытить парк спортивными площадками;
- организовать игровые площадки в зеленой глубине парка;
- разработать единый стиль малых архитектурных форм для всей территории парка;
- благоустроить набережную.
Подобное благоустройство привлечет посетителей. Чем больше посетителей, тем больше вероятность, что парк будут хранить и беречь — собирать и вывозить мусор, чистить дорожки, стричь газоны и обрезать деревья.