Строительство мусорного полигона в Сысертском районе, против которого выступают местные жители, может быть заморожено из-за ЧП с самолетом «Уральских авиалиний», который выполнял рейс Жуковский — Симферополь. А321 вынужден был аварийно сесть на кукурузное поле в Раменском районе Московской области после того, как в двигатель лайнера попала стая чаек.
В Уральском межрегиональном территориальном управлении Росавиации еще месяц назад заявляли, что свалка угрожает работе аэропорта — мусор будет привлекать птиц.
— Объект будет находиться в пределах устанавливаемой в настоящее время шестой подзоны приаэродромной территории аэропорта Екатеринбург (Кольцово), в пределах которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Количество столкновений самолетов с птицами растет с каждым годом. Только с января по июль было зафиксировано 756 случаев столкновений воздушных судов с птицами.
За весь 2018 год таких происшествий было 1019, в 2017 году — 926. В 2012–2014 годах, согласно отчету Росавиации, ежегодно происходит в среднем не менее 47 инцидентов.
Чтобы решить проблему столкновений самолетов с птицами, нужно решить несколько задач, говорится в материалах Росавиации. В их числе — сокращение и ликвидация деревьев и кустарников, которые обеспечивают птицам пищу и убежище. Кроме того, нужно избавляться от источников стоячей воды и сокращать риски от находящихся рядом с аэродромами свалок и сельскохозяйственных угодий.
По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в 40% случаев птицы повреждают двигатели и крылья самолетов, реже — лобовые стекла, шасси, фары и др. Наиболее опасны случаи попадания птиц в двигатель и лобовое стекло — выше риск, что произойдет разрушение самолета или разгерметизация кабины. В 3% случаев двигатель стоимостью миллионы долларов выходит из строя, из-за чего авиакомпании несут колоссальные убытки. Сама по себе внештатная ситуация и аварийная посадка самолета — потери для перевозчика. Например, возвращение самолета «Уральских авиалиний» в Кольцово в мае из-за попадания в двигатель птицы оценили в 38,8 млн рублей. Пассажиры в инциденте не пострадали, а авиакомпания и страховщики понесли убытки.
Помимо попыток убрать причины опасности — полигоны и мусорные свалки, в самих аэропортах стараются бороться с птицами. Так, в Пулково установлены специальные пушки, которые создают воздушные хлопки, светоотражающие шары, биоакустические системы — они имитируют крики тревоги для птиц, сообщает «Русская служба BBC». Кроме того, в питерском аэропорту технические водоемы затягивают сеткой для того, чтобы птицы не садились на воду и не питались из водоемов.
В Шереметьево также установлены биоакустически системы, которые воспроизводят тревожные крики восьми видов птиц. В Домодедово с птицами борются с помощью ястребов.