Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Аварийная посадка самолета «Уральских авиалиний» должна остановить стройку новой екатеринбургской свалки

15 августа 2019, 12:39
Ежегодно в России происходят сотни столкновений птиц с самолетами. Последняя из них закончилась экстренной посадкой А-321, в результате которой пострадали 23 человека. В Росавиации заявляют, что по всей стране необходимо принимать меры: вырубать деревья, закрывать стоячую воду и ликвидировать мусорные полигоны рядом с аэропортами. В противном случае ситуация будет только ухудшаться.

Строительство мусорного полигона в Сысертском районе, против которого выступают местные жители, может быть заморожено из-за ЧП с самолетом «Уральских авиалиний», который выполнял рейс Жуковский — Симферополь. А321 вынужден был аварийно сесть на кукурузное поле в Раменском районе Московской области после того, как в двигатель лайнера попала стая чаек.

В Уральском межрегиональном территориальном управлении Росавиации еще месяц назад заявляли, что свалка угрожает работе аэропорта — мусор будет привлекать птиц.

Из заявления Росавиации:

— Объект будет находиться в пределах устанавливаемой в настоящее время шестой подзоны приаэродромной территории аэропорта Екатеринбург (Кольцово), в пределах которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Количество столкновений самолетов с птицами растет с каждым годом. Только с января по июль было зафиксировано 756 случаев столкновений воздушных судов с птицами.

За весь 2018 год таких происшествий было 1019, в 2017 году — 926. В 2012–2014 годах, согласно отчету Росавиации, ежегодно происходит в среднем не менее 47 инцидентов.

Чтобы решить проблему столкновений самолетов с птицами, нужно решить несколько задач, говорится в материалах Росавиации. В их числе — сокращение и ликвидация деревьев и кустарников, которые обеспечивают птицам пищу и убежище. Кроме того, нужно избавляться от источников стоячей воды и сокращать риски от находящихся рядом с аэродромами свалок и сельскохозяйственных угодий.

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в 40% случаев птицы повреждают двигатели и крылья самолетов, реже — лобовые стекла, шасси, фары и др. Наиболее опасны случаи попадания птиц в двигатель и лобовое стекло — выше риск, что произойдет разрушение самолета или разгерметизация кабины. В 3% случаев двигатель стоимостью миллионы долларов выходит из строя, из-за чего авиакомпании несут колоссальные убытки. Сама по себе внештатная ситуация и аварийная посадка самолета — потери для перевозчика. Например, возвращение самолета «Уральских авиалиний» в Кольцово в мае из-за попадания в двигатель птицы оценили в 38,8 млн рублей. Пассажиры в инциденте не пострадали, а авиакомпания и страховщики понесли убытки.

  • В июле 2019 года рейс «Победы» был вынужден вернуться в аэропорт Казани после вылета в Санкт-Петербург из-за неисправности в двигателе. В пресс-службе авиакомпании сообщили, что в двигатель Boeing-737–800 попала птица.
  • В декабре 2018 года Новосибирский районный суд обязал администрацию Криводановского сельсовета ликвидировать полигон бытовых отходов. На свалке площадью 44,8 тыс. кв. м в пределах приаэродромной территории Толмачево складировали отходы, которые привлекали птиц. На опасный полигон жаловался генеральный директор аэропорта. Из-за отходов, которые привлекают птиц, летом 2016 года Airbus А320 «Аэрофлота» был вынужден совершить посадку в аэропорту Томска из-за попавшей в двигатель птицы. Никто не пострадал, но самолет задержался на 12 часов.
  • В 2016 году Росавиация потребовала убрать огромную свалку, которая располагалась в 30 километрах от Шереметьево. В ведомстве тогда заявляли, что из-за незаконных полигонов вблизи аэропорта произошло 32 столкновения самолетов с птицами.
  • В 2016 году свердловская транспортная прокуратура выезжала на полигон бытовых отходов, расположенный в шести километрах от Кольцово. Отходы привлекали птиц и ставили под угрозу полеты. Осенью 2017 года прокуратура подала иск о ликвидации свалки.

Помимо попыток убрать причины опасности — полигоны и мусорные свалки, в самих аэропортах стараются бороться с птицами. Так, в Пулково установлены специальные пушки, которые создают воздушные хлопки, светоотражающие шары, биоакустические системы — они имитируют крики тревоги для птиц, сообщает «Русская служба BBC». Кроме того, в питерском аэропорту технические водоемы затягивают сеткой для того, чтобы птицы не садились на воду и не питались из водоемов.

В Шереметьево также установлены биоакустически системы, которые воспроизводят тревожные крики восьми видов птиц. В Домодедово с птицами борются с помощью ястребов.