Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

На Урале клиент добился для банка штрафа в 100 тысяч за телефонные спам-атаки. Как сделать то же самое?

14 августа 2019, 18:58
На Урале клиент добился для банка штрафа в 100 тысяч за телефонные спам-атаки. Как сделать то же самое?
Фото: 66.ru
Юристы называют практику привлечения банков к ответственности «достаточно распространенной». Они советуют записывать телефонные разговоры на диктофон и обращаться с заявлениями в несколько ведомств.

«Восточный экспресс банк» (ПАО КБ «Восточный») заплатил 100 тысяч рублей штрафа за навязчивые звонки клиенту. Постановление выписало свердловское УФАС. Как рассказали в ведомстве, банк позвонил абоненту и озвучил рекламу без получения его согласия, что является нарушением законодательства.

УФАС по Свердловской области:

— Направление рекламы в указанном случае является формой навязывания информации, на получение которой абонент согласия не давал, а также ПАО КБ «Восточный» имело возможность убедиться в получении согласия абонента. В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента на получение рекламы.

Вся сумма штрафа отправилась в государственную казну. Однако, говорят юристы, при желании абонент может добиться денежного возмещения. Размер компенсации морального вреда по таким категориям дел, как правило, составляет до 10–15 тысяч рублей, рассказывает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»:

— Алгоритм — обратиться с жалобой в УФАС и затем с решением антимонопольной службы идти в суд с требованием о взыскании с нарушителя морального вреда. Суд при этом определяет размер причиненного морального вреда по своему усмотрению — учитывает последствия имущественного вреда, нравственных страданий: нарушение спокойствия истца, отрицательные эмоции, вызвавшие состояние нервного напряжения. Также он принимает во внимание, что причиненные неудобства не являются неустранимыми, не повлекли нарушения жизнеобеспечения истца.

Юристы называют практику привлечения банков к ответственности «достаточно распространенной». Но важно понимать, что рекламой не являются справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний).

«То есть, если сотрудник банка напрямую не предлагает услуги, а проводит некий опрос, то нужно еще доказать, что речь идет именно о ненадлежащей рекламе. Как правило, достаточно фиксации правонарушения — например, аудиозапись», — говорит Денисов.

Если вы тоже хотите наказать банк за рекламные звонки, можно (по совету управляющего партнера «ВМ-Право и Консалтинг» Владимира Чувашова) сделать следующее:

  1. Обратиться в организацию, распространяющую рекламу, с требованием исключить вас из списка для обзвона и рассылки спама. Если организация не сделает этого, переходить к пункту 2.
  2. Пожаловаться в УФАС. Для этого достаточно написать заявление и представить доказательства ненадлежащей рекламы (например, запись разговора). Сотрудники антимонопольной службы обязаны на это заявление отреагировать, проверить, действительно ли было нарушение и если да, то созвать комиссию для установления факта нарушения (или все-таки его отсутствия, в зависимости от доводов второй стороны) и привлечения виновного к административной ответственности.
  3. Пожаловаться в прокуратуру. Порядок действий такой же, как и в случае с антимонопольной службой.