Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Звонят по 28 раз в сутки»: как отбиться от телефонных спам-атак банков

25 июля 2019, 18:25
«Звонят по 28 раз в сутки»: как отбиться от телефонных спам-атак банков
Фото: архив 66.RU
Банки могут получить не только ваши контакты (например, от друзей или посторонних заемщиков), но и информацию о ваших планах. Например, когда вы платите пошлины. Это позволяет кредитным организациям предлагать свои продукты целенаправленно, действовать быстро и агрессивно.

Исполнительный директор «Ассоциации строителей Урала» Вера Белоус столкнулась с телефонной атакой банков. Она оформляет ИП. Через несколько дней после подачи заявления в инспекцию ФНС ей начали звонить представители разных банков с предложениями открыть счет. При этом Вера ни в одну из кредитных организаций не обращалась.

Информацию о регистрации ИП в кредитные организации могли передать сотрудники налоговой службы, полагает предприниматель. Она подала документы в середине месяца, и через несколько дней начались звонки. «Во вторник адски начали звонить, в день по 28 раз. Вчера не меньше. И сегодня мне уже успели позвонить. Я думала, вы тоже из банка», — сказала Вера Белоус корреспонденту 66.RU.

Операторы обычно говорят одно и то же — «вы сейчас регистрируетесь, как ИП, не хотите ли открыть у нас счет?» Предприниматель просила удалить ее номер телефона из общей базы, но на это ей отвечали, что общего перечня абонентов у кредитных организаций нет.

Почему так произошло?

Один из возможных сценариев — некий сотрудник, который сидит на информационном потоке в налоговой, договорился с сотрудником банка и передает ему данные о будущих ИП. Ситуация, по словам источника 66.RU, выгодна двум сторонам, в проигрыше оказывается только клиент, которого тут же атакуют с предложениями. И ФНС, которую начинают подозревать в централизованном сливе.

Другой вариант — информацию о скорой регистрации ИП банк получил при оплате пошлины. В подобных ситуациях в зависимости от назначения платежа, кредитная организация выбирает предложение и звонит потенциальному клиенту. При этом данные о клиентах одного банка могут оказаться в руках других — например, в рамках обмена кредитными историями.

Редакция запросила информацию о случае Веры Белоус у трех организаций, сотрудники которых звонили с предложениями. В Сбербанке ответили, что «не получают от ФНС данные о потенциальных клиентах». «Мы используем другие источники информации», — заявили сотрудники банка. Две другие кредитные организации на запрос 66.RU пока не ответили.

В Управлении ФНС по Свердловской области заявили, что не передают посторонним информацию о регистрации ИП, а номера телефонов и вовсе не входят в перечень обязательных сведений, которые предоставляют заявители.

Как узнают номер в других случаях?

Получить ваши данные банк может с помощью друзей или родственников — кредитные организации предлагают бонусы за «приведенных» клиентов. Чтобы получить приз или скидку, клиенты оставляют банку номера телефонов и ФИО знакомых. Данные заносят в базу и начинают их использовать.

Номера телефонов собирают в базы в социальных сетях и на сайтах типа Avito. Реклама может приходить, если вы сами дали разрешение на получение такой информации, например оставили свои контакты на кассе в магазине ради скидочной карты.

А еще указать ваш номер телефона может случайный заемщик в качестве своих контактных данных. Если он просрочит платеж, звонить будут вам.

Назойливые звонки — это нарушение закона?

И да, и нет. Согласно ФЗ «О персональных данных», ими считают любую информацию, которая прямо или косвенно относится к физическому лицу. Это номер телефона, имя, год рождения, место проживания и так далее. Тот же закон гласит, что собирать, хранить, использовать информацию о персональных данных можно лишь с согласия клиента.

Но трактовать формулировку можно по-разному. Например, вы считаете, что телефон и имя — это персональные данные, а банк уверен, что их недостаточно, чтобы идентифицировать человека, а потому и согласие на использование номера и ФИО не требуется.

Как сделать так, чтобы меня не беспокоили?

Во-первых, включить запись разговора и заявить оператору, что вы не давали согласия на обработку своих персональных данных. Этого, по закону «О рекламе», добросовестному сотруднику должно быть достаточно, чтобы исключить вас из списка потенциальных клиентов. Но практика показывает, что устным отказом не обойдется.

Во-вторых, взять у оператора контактную информацию и наименование организации, от которой поступают звонки. После этого на адрес или электронную почту фирмы нужно отправить письмо с требованием удалить номер и персональные данные из базы. После этого звонки должны прекратиться.

В-третьих, может помочь визит в отделение банка, из которого поступают звонки. «Названивали из «Хоумкредит банка». Пошла к ним с паспортом, поскандалила немножко, после чего они попросили, чтобы денек еще потерпела, а там звонки прекратятся. Прекратились», — описывает свой опыт пользовательница форума U-mama.

В-четвертых, написать официальное обращение в Роскомнадзор с помощью общественной приемной на сайте, по почте или лично — как удобно. В обращении необходимо указать причину, разъяснить ситуацию. Кроме того, можно пожаловаться в прокуратуру и Банк России.

А наказать их можно?

Можно, но очень сложно. По закону, если информацию о вас передали в банк знакомые, оператор (тот, кто эти данные получил) не обязан просить разрешение на их обработку у владельца данных, объясняли 66.RU в Роскомнадзоре. Поэтому формально банк ничего не нарушает ровно до тех пор, пока вы не попросите прекратить: с этого момента все звонки будут незаконны.

Руководитель коммерческой и договорной практики в юридической фирме «Юста Аура» Александр Никулин считает, что действенным будет массовое обращение в Роскомнадзор. Если ведомство получит множество жалоб на одну и ту же организацию, это даст повод для проверки. А после возбуждения дела по ст. 13.11 КоАП, фирме будет грозить штраф от 15 до 75 тыс. рублей.