«Коммерсант» опубликовал первые результаты расследования трагедии в Баренцевом море. Авария на АС-31 на начальной стадии не представляла большой опасности для экипажа, рассказали источники издания. Моряки могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. При этом у каждого было портативное дыхательное устройство (ПДУ-3), которое позволяло дышать 20 минут без кислорода даже при очень сильном задымлении.
Но военные решили следовать действующему «Руководству по борьбе за живучесть подводных лодок». Правила предписывают подводникам оставаться в том отсеке, где застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте. Бегство из отсека без приказа карается уголовной ответственностью.
Вот примерная хроника событий:
- 27-28 июня атомная лодка-носитель «Подмосковье» доставила АС-31 на полигон Северного флота в Мотовском заливе Баренцева моря. Аппарат привезли после планового техобслуживания.
- Вечером 1 июля завершался контрольный выход АС-31 перед предстоящим выполнением боевого задания. Сменные экипажи проверяли работу устройств и механизмов глубоководного аппарата.
- Во время стыковки станции с лодкой-носителем на борту АС-31 в аккумуляторном отсеке появился дым.
- Об этом доложили командиру, капитану первого ранга Константину Сомову, а тот, в свою очередь, командиру подводной лодки-носителя. Сомов приказал проверить дыхательные аппараты и перейти на носитель всем, кто не будет задействован в борьбе за живучесть.
- Шесть человек покинули борт, десять остались, чтобы бороться за живучесть корабля.
- Действия экипажа во время пожара восстановить почти невозможно — очевидцы погибли. Расследование показало, что офицеры израсходовали все средства пожаротушения: огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и четыре столитровых емкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая).
- За 40 минут подводники «издышали» все изолирующие дыхательные средства. После этого моряки включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.
- Когда члены экипажа стали терять сознание, командир запросил у командира лодки-носителя разрешения эвакуироваться на носитель.
- У шлюзового устройства моряков встречали четверо гидронавтов из второго экипажа. Люк между двумя кораблями в очередной раз загерметизировали. Но в момент подготовки экипажа к эвакуации произошел сильный взрыв аккумуляторной батареи. Спастись никому не удалось.
Сейчас эксперты выясняют причины взрыва батареи. Раньше аккумуляторы для такого типа аппаратов производили на Украине. После конфликта аккумуляторы АС-31, находящейся на гарантийном обслуживании завода-производителя, заменили на российские литий-ионные батареи. Есть несколько версий случившегося: отказ техники, ошибка экипажа, злонамеренное воздействие или влияние экстремальных условий. Все это предстоит выяснить экспертам.
Четырнадцать погибших моряков похоронены в Санкт-Петербурге. Президент Владимир Путин присвоил четырем из них звания Героя России, остальные награждены орденами Мужества посмертно.