Информация о том, что отца Виктора, который служит в храме 32 года, снимают с должности, появилась в Telegram-канале «Главный канал Екатеринбурга». Там же автор написал, что прихожане уже направили письма в Нижнетагильскую епархию с просьбами оставить отца Виктора на посту, но ответа пока нет.
В пресс-службе епархии 66.RU сообщили, что информация из канала не соответствует действительности и отец Виктор по-прежнему является священником. Также пресс-секретарь уверяет, что никаких писем касательно этого вопроса в Нижнетагильскую епархию не поступало ни в письменном, ни в электронном виде.
Отец Виктор Зырянов на фоне храма |
Источник, близкий к епархии, рассказал 66.RU: Виктора Зырянова хотят снять именно с административной должности, хоть и не отлучают от служения. Конкретная причина этого непонятна.
В самом храме говорят, что инициативная группа прихожан уже ездила к владыке Евгению — епископу Нижнетагильскому и Невьянскому — и им «удалось отстоять» отца Виктора, однако подробности все еще остаются неизвестны.
В разговоре с 66.RU Евгений Ройзман, который тесно знаком с Виктором Зыряновым и по его просьбе принимал участие в реставрации храма, выразил уверенность в том, что люди не позволят убрать священника из храма.
Евгений Ройзман:
— Его все любят и уважают, для нормальных людей Виктор — образец русского священника. Николаевский храм — очень серьезный, и отец Виктор за время своей работы сохранил все, что можно было сохранить, ничего ни разу не выбросил. Мало того, хотя храм является объектом культурного наследия, государство на его поддержку не дало ни копейки. Отцу Виктору все приходилось делать своими силами. Думаю, что его однозначно будут пытаться сместить, но если его тронут, за него выйдут все Быньги, часть Невьянска, казачество и так далее.
Также Евгений Ройзман рассказал, что отец Виктор поддерживает связь с научными исследователями, искусствоведами, историками и помогает окрестным колониям — ИК № 46, Кировградской и другим. По словам экс-мэра, на это священник тратит много времени и поэтому «заступники найдутся».
По словам одного из прихожан Свято-Николаевского храма, который пожелал остаться неизвестным, «начальство» не любит отца Виктора за то, что тот не дает разворачивать в храме торговлю — кроме небольшого лотка с книжками и свечками.
Прихожанин храма:
— Отец Виктор — бессребренник. Все, что у него есть, уходит на храм, и за эти годы служения он не нажил ничего. В епархии считают, что такой популярный храм должен быть источником дохода, но отец Виктор этого не позволяет. Я считаю, то, что Виктор остается в храме, — это так пытаются нас успокоить, а потом продолжат его смещать.
- В 2013 году в храме проходили обыски в рамках расследования дела по статье 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры») — о краже икон и о причинении памятнику архитектуры ущерба в 31 млн рублей, а бывшего тогда настоятелем Никольского храма отца Виктора Зырянова допрашивали.
- В 2014 году полиция вновь пришла с обысками в храм в Быньгах — чтобы разобраться, почему ремонт храма возобновился без согласования с МУГИСО и Минкультуры.
- Нижнетагильская епархия Русской православной церкви заверяла, что все работы в храме выполнялись квалифицированно, с доскональным соблюдением методик, никаких конструктивных архитектурных изменений сделано не было. Однако силовики решили иначе: по их версии, реставрация храма проходила без необходимых документов и памятнику культуры нанесен существенный ущерб. Кроме того, полицейские недосчитались 50 икон XVIII–XIX вв. По версии следствия, их похитили реабилитанты фонда «Город без наркотиков», помогавшие реставрировать храм. Кроме того, как посчитали следователи, они же повредили и элементы храма. В рамках расследования полицейские изымали старинные иконы из художественного училища имени Шадра.
- В 2015 году следствие прекратило бесфигурантное уголовное дело о повреждении памятников культуры при реставрации Свято-Никольского храма в селе Быньги, в которой принимал участие мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
- В 2017 году силовики не могли найти результаты собственной проверки своей же версии о хищении около 50 дорогостоящих невьянских икон из храма, восстановленного Евгением Ройзманом. Так, они не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть версию о хищении реабилитантами фонда «Город без наркотиков» около 50 ценных икон. Сумма ущерба от пропажи икон до сих пор не названа, однако можно предположить, что речь также идет о нескольких миллионах.