Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Миллиард на проектирование метро в Екатеринбурге потратят зря. Схема

Александр Высокинский
11 июля 2019, 16:08
Фото: Сергей Логинов, архив 66.RU
С 1960-х годов в Екатеринбурге проектируют вторую ветку метро — она сразу была предусмотрена в схеме подземки. Но сделать это не получается до сих пор и, несмотря на старания администрации, не получится в ближайшие годы. 66.RU отследил логику событий и объясняет почему.

На проект строительства второй ветки метро в Екатеринбурге потребуется 1 млрд рублей, рассказал мэр Александр Высокинский на полях выставки «Иннопром». Чтобы построить подземку, которая свяжет ВИЗ с Кировским районом, необходимо еще 78,9—81,8 млрд рублей. И если на бумажный этап работы город готов потратить 250 млн рублей, которые выкроила мэрия, то строительство ветки без федеральных денег не потянуть, признает мэр.

«Проект строительства метро обойдется существенно дороже 250 млн рублей, но выбора нет: если не будет проекта, не будет никаких оснований для строительства метро. <…> Пока нет решения — будем ли начинать строительство, если федерация не даст денег», — сказал Высокинский.

По словам сенатора Аркадия Чернецкого, развитие российских городов напрямую связано с проведением там международных мероприятий. «Когда на всех денег не хватает, чтобы обеспечить равномерное развитие, выигрывают те регионы, которые вытягивают на себе крупные мероприятия», — заметил экс-глава Екатеринбурга. И темпы строительства метро в регионах его слова подтверждают.

Миллиард на проектирование метро в Екатеринбурге потратят зря. Схема
Фото: 66.RU

В последнее десятилетие в России построили 11 станций метро, не считая Москвы и Санкт-Петербурга. Подземку продлили в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Новосибирске и Екатеринбурге. Почти половина станций появилась в связи с крупными событиями в городах строительства.

  • В Нижнем Новгороде за десять лет открыли две станции — «Горьковскую», на которую по решению Владимира Путина федерация выделяла по 2 млрд ежегодно, в 2012-м и «Стрелку» в 2018-м. Вторую построили специально к чемпионату мира рядом со стадионом при федеральном софинансировании объемом 6,2 млрд рублей.
  • В Казани метро появилось к 1000-летию города в 2005 году с помощью федерального центра. В мае 2013-го к летней Универсиаде там открыли сразу три станции, связав центр города с южной окраиной, где построили Деревню. А весной 2018-го подземка выросла — станцию открыли в тестовом режиме к ЧМ.
  • В Новосибирске станцию метро «Золотая нива» открыли в 2010 году, стоимость работ оценивалась в 1,1 млрд рублей. Строительство частично финансировало государство.
  • В Самаре последнюю станцию открыли в 2014 году, в Екатеринбурге — в 2011 и 2012 гг.

Несколько лет в Екатеринбурге хотели строить метро к «Всемирным выставкам». Но ЭКСПО-2020 город уступил Дубаю, а ЭКСПО-2025 — Осаке. Неофициально известно, что Екатеринбург намерен заявляться и на проведение выставки в 2030 году, хотя принять экспозицию рассчитывает Южная Корея.

Миллиард на проектирование метро в Екатеринбурге потратят зря. Схема
Фото: 66.RU

Нет масштабных событий — нет денег, а нет денег — нет метро.

К Универсиаде целевые средства на подземку, скорее всего, не выделят — на проектирование и строительство осталось слишком мало времени. Кроме того, вторую ветку хотели, как в Казани, пустить до спортивной Деревни. Но городок будет не на ВИЗе, а в Новокольцовском — именно этот проект презентовали президенту Владимиру Путину во время его визита.

Новый проект второй ветки за миллиард не устареет, надеются городские власти. Но, начиная с советских времен, подготовку к строительству заново оплачивали уже несколько раз. Проблема в том, что срок действия актуальных изысканий — два года. И если деньги под стройку не выбить, то придется все начинать сначала.

Проектированием второй ветки займется «Уралгипротранс». По подсчетам организации, цена проекта метро от станции «Площадь 1905 года» до станции «Металлургическая» составила 780 млн рублей, от «Металлургической» до станции «Западная» на ВИЗе — 300 млн рублей. В другую сторону, от «Площади 1905 года» до станции «Каменные палатки» с электродепо, стоимость проектной документации составит 1,1 млрд рублей.