Уже месяц в аэропорту Шереметьево царит настоящий коллапс — тысячи чемоданов теряются в пути и доходят до пассажиров с опозданием. В самих терминалах очереди и неразбериха. Мы составили понятную инструкцию для тех, чей чемодан потеряли: куда звонить, как жаловаться и как получить компенсацию.
Что происходит в Шереметьево
- 31 мая в Шереметьево начались проблемы с выдачей багажа. Задержка составляла 1,5–2 часа.
- Сразу несколько изданий сообщили, что причина — нехватка грузчиков. «Аэрофлот» передал функции обработки багажа компании «Шереметьево хэндлинг», а оттуда якобы начал увольняться обслуживающий персонал из-за падения зарплат. Официальная же версия Шереметьево: «пиковая нагрузка в высокий туристический сезон».
- 18 июня Шереметьево сообщило о стабилизации ситуации, однако к 29 июня все снова ухудшилось. За минувшие выходные, пишут «Ведомости», в аэропорту скопилось 9000 единиц багажа. Возможных причин нового коллапса две: затопление летного поля и неполадки в работе автоматической системы обработки багажа в южном терминальном комплексе (D, E и F).
Как уберечься от потери багажа
- Летайте без багажа. Нет багажа — нет проблемы. Как правило, такие тарифы даже выгоднее. Сколько ручной клади можно провезти бесплатно в самолетах разных авиакомпаний, почитайте здесь.
- Очистите чемодан. Перед поездкой обязательно избавьтесь от старых бирок: сканер может неправильно считать направление и отправить багаж туда, откуда вы только что вернулись. Следите за тем, чтобы во время регистрации на чемодан надежно прикрепили бирку с правильным номером рейса — если она отвалится, то при разгрузке багаж отсортируют как потерянный.
- Прикрепите к чемодану именную бирку со своими контактными данными — так вам будет проще найти друг друга.
- Не закладывайте слишком короткое время между стыковками. Если время стыковки меньше часа, то работники аэропорта могут просто не успеть перевезти груз в другой самолет.
- Уточняйте, куда летит ваш багаж. Если у вас единый билет, просто со стыковкой в аэропорту, то беспокоиться не о чем — вещи отправят до конечного пункта. Проблемы могут возникнуть, если вы оформляете два разных билета разных авиакомпаний (если нет соглашения, которое предусматривает загрузку багажа). В этом случае вам придется получить багаж и снова сдать его в аэропорту стыковки.
Что делать, если багаж все-таки потеряли
Если вы прилетели, а ваш багаж — нет, отправляйтесь к стойке Lost and Found в зале прилета. Там вы можете оформить акт об утере вещей. В нем нужно указать:
- ФИО;
- контактные данные (адрес, телефон, электронная почта);
- маршрут и номер рейса, которым вы прилетели;
- номер билета;
- описание потерянного чемодана и краткое содержимое багажа.
После этого вам выдадут идентификационный номер заявки. По нему можно отслеживать свой чемодан в международной системе поиска багажа WorldTracer.
Когда багаж найдется, перевозчик должен сообщить вам и бесплатно доставить вещи вам домой. Как правило, это занимает 1–3 дня.
Если багаж не удалось найти в течение 21 дня, вы вправе написать претензию перевозчику и потребовать возместить ущерб. Срок подачи претензий может различаться. Например, в Шереметьево, где произошел коллапс, это до 6 месяцев на внутренних рейсах и до 18 на международных. В любом случае с претензией лучше не затягивать.
Образец претензии можно посмотреть здесь. К ней должны быть приложены.:
- заявление с описью вещей и указанием суммы ущерба;
- авиабилет (электронный билет);
- посадочный талон;
- отрывной талон багажной бирки;
- акт розыска багажа ;
- чеки, подтверждающие стоимость утраченных вещей (оригинал);
- багажная бирка (оригинал);
- контактные данные — адрес, телефон, e-mail.
Претензию следует отправить либо по почте на официальный адрес авиаперевозчика, либо через ближайшее представительство авиакомпании.
Сколько можно получить за потерянный багаж
На внутрироссийских рейсах возместят не более 600 рублей за 1 кг багажа. Можно объявить ценность багажа, но она не может превышать 20 тыс. рублей, и за перевозку такого груза придется доплатить.
На международных рейсах согласно Монреальской конвенции, к которой Россия присоединилась в 2017 году, пассажир может требовать около 100 тыс. руб. компенсации. Но для этого пассажиру придется доказать, что из-за потери багажа он понес реальные убытки. Авиакомпания может снизить сумму, мотивируя это тем, что вещи не новые.