Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Удобный проспект без грязи и препятствий. План обновления улицы Ленина, который игнорирует мэрия

23 июня 2019, 20:46
Удобный проспект без грязи и препятствий. План обновления улицы Ленина, который игнорирует мэрия
Фото: 66.RU
Фонд «Город может» Владимира Шахрина и бизнесмена Юрия Окунева готовит проект благоустройства проспекта Ленина от УПИ до улицы Восточной. Архитекторы выслушали пожелания жителей Екатеринбурга и резидентов проспекта и провели масштабное исследование территории. На встрече урбанистов «Горсовет» они показали его результаты и рассказали, что передали подробную презентацию проекта в администрацию еще в мае, но там его убрали «в ящик».

Главные цели фонда — избавить город от грязи и сделать «артерию» Екатеринбурга удобной и функциональной.

Прошлым летом Юрий Окунев и Владимир Шахрин реконструировали территорию около Коляда-театра — положили зеленый газон без голой земли, со смонтированными на бетон бордюрами и дренажем по краю газона. Такие же и другие решения команда хочет применить и к благоустройству отрезка Ленина от УПИ до Восточной. Территория для обновления — не только сам проспект, но и прилегающие тупики — въезды во дворы — и улица Тимирязева от Малышева до Первомайской.

В марте в Музее истории Екатеринбурга прошло первое общественное обсуждение проекта: пришедшие разбились на команды и при помощи архитекторов составили список идей для обновления главной улицы города.

Тогда архитекторы выделили пять главных проблем и достоинств территории.

ПЛЮСЫ:

  • исторический архитектурный ансамбль;
  • удаленность парковых зон от улицы;
  • единый газон;
  • широкие улицы;
  • арки с красивыми архитектурными куполами.

МИНУСЫ:

  • нет зеленых насаждений и улица не воспринимается как прогулочная;
  • визуальный шум в виде вывесок и рекламы;
  • лишний грунт, который создает грязь;
  • большое количество инженерных сетей;
  • недостаточное освещение на уровне тротуаров.

На «Горсовете» в Ельцин Центре члены фонда — его сооснователь Юрий Окунев, промышленный дизайнер Илья Полянских и руководитель направления стратегического развития компании «Атомстройкомплекс» Надежда Абакумова — наконец представили полный проект обновления проспекта.

По мнению Надежды Абакумовой, в Екатеринбурге главная проблема благоустройства свелась к тому, что люди узнают об этом благоустройстве только «когда возводят заборы». Поэтому проекты фонда начинаются с обсуждения с жителями города и выявления проблем.

Архитекторы «Город может» проанализировали сценарии пользования улицы в разных условиях, вывели технико-экономические показатели территории, изучили даже топонимику этого отрезка проспекта и его историю, провели более 30 часов натурных наблюдений. Это стоило всего 250 тысяч рублей. Для сравнения: разработка эскизного проекта для реконструкции сквера Первых строителей МЖК по заказу администрации стоила почти в два раза больше — 450 тысяч рублей.

Фото: документация проекта предоставлена 66.RU фондом «Город может»

В ретроспективу проекта вошла история застройки проспекта с 20-х годов до 90-х. Речь идет не только о вопросах архитектуры, но и о знаковых для города событиях: например, визит в Екатеринбург кубинской делегации во главе с Фиделем Кастро в апреле 1963 года или траурная процессия после смерти «дятловцев».

Руководитель проектной группы Илья Полянских рассказал, что к работе привлекли специалистов, которые изучили социальный и градостростроительный контекст проспекта, нюансы уборки зимой и летом, резидентов улицы, озеленение и многое другое.

Фото: документация проекта предоставлена 66.RU фондом «Город может»

Такой узор границ благоустройства получился после тщательного исследования межевания участков, их собственников и пользователей.

Также команда проанализировала пешеходный и транспортный каркас территории, вплоть до максимальных скоростей автомобилей и нагрузки на дорогу в определенные временные промежутки. В ходе исследования архитекторы поняли, что велосипедисты предпочитают кататься по Малышева — там нет такого количества барьеров и преград, которые мешают свободной велопрогулке. То же самое касается и маломобильных групп населения — людей, использующих инвалидные коляски и другие специальные средства передвижения.

На протяжении исследования, кроме общественных обсуждений, команда лично общалась с резидентами и жильцами проспекта и собирала их мнения и идеи.

Фото: документация проекта предоставлена 66.RU фондом «Город может»

По итогам обсуждения урбанисты нашли решение многих проблем. Так, чтобы избавиться от лишней грязи на территории достаточно организовать водоотвод ливневой воды с фасадов через решетку в подземные люки, правильные газоны и бордюры. Юрий Окунев, который неоднократно озвучивал администрации единственную рекомендацию — бетонировать зазоры в бордюрах — заметил, что ничего не меняется. Прорабы, привыкшие работать по одной и той же схеме, игнорируют СНиПы, и их никто не принуждает работать в соответствии с ними.

В мае это исследование на 100 страниц со всеми рекомендациями и пояснениями передали в администрацию и в электронном, и в печатном виде. Однако там проект не просто отложили в долгий ящик, но и начали ремонт проспекта Ленина со снятием асфальтового покрытия. На ближайшей встрече с Александром Высокинским команда фонда будет еще раз обсуждать возможность реализовать проект.