В пятницу с 12:00 к мечети «Нур-Усман» начинают стягиваться мужчины для участия в главном богослужении недели. Немусульмане, наверное, и не знают, что забор сразу за Царским мостом, на Декабристов — Чапаева, скрывает Дом Аллаха — самую центральную мечеть Екатеринбурга. К началу пятничного намаза здесь во дворе уже замешивают плов, на импровизированных палатках раскладывают лепешки лаваша. Приходящие неизменно обходят всех присутствующих, чтобы пожелать «Салам» и пожать руки.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
А в десятках метров от верующих другие мужчины вырезают бензопилами тополя и ивняк, которым густо порос береговой обрыв Исети. «Скоро уже и до нас доберутся», — обсуждают между собой мусульмане главное для них событие — подготовку строительной площадки под возведение Ледовой арены. Начало стройки означает неминуемый снос мечети. Впрочем, собирающиеся на молитву еще надеются на благополучный исход.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Деревья пока просто срезают и никуда не вывозят. |
Эта территория в центре города досталась УГМК вместе с проблемным екатеринбургским недостроем — телевизионной башней. Последнюю, под многочисленные протесты горожан, снесли в 2018 году. Ситуация с расположенной здесь временной мечетью оказалась сложнее, поэтому решение вопроса затянулось.
Так будет выглядеть Ледовая арена УГМК |
История «Нур-Усман» началась в 2006 году, когда бывший свердловский министр пищевой промышленности, а ныне мусульманский старейшина Раис Нуриманов обратился к Эдуарду Росселю, возглавлявшему тогда область, с просьбой о строительстве соборной мечети в Екатеринбурге. Глава региона не отказал. В 2007 году началась активная предварительная работа по согласованию. Под мечеть выделили часть прибрежного пустыря, на котором разместилась злополучная телебашня. И хотя этот участок находился в тот момент в федеральной собственности, Россель дал гарантии решения этого вопроса. Администрация даже создала «Губернаторскую программу по строительству соборной мечети в городе Екатеринбурге».
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Свердловский губернатор принял решение о строительстве соборной мечети еще в 2006 году. |
По замыслу Росселя, мечеть должна была завершить комплекс зданий площади Согласия, состоящих к тому моменту из синагоги и Свято-Троицкого кафедрального собора. |
Эдуард Россель, из речи во время закладки первого камня соборной мечети Екатеринбурга в 2007 году:
— Идея создать площадь Согласия уникальна. Наконец три традиционные российские религии будут объединены в одном месте. Но прежде нам придется серьезно поработать. Я призываю предпринимателей и строителей, органы местного самоуправления и государственной власти объединиться и помочь в осуществлении этой благородной миссии.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Официальный проект соборной мечети Екатеринбурга |
По замыслу создателей, главная екатеринбургская мечеть должна была стать уменьшенной копией знаменитого комплекса Тадж-Махал в индийской Агре. Согласно одобренному властями плану, трехэтажное здание с четырьмя 50-метровыми минаретами должно было вмещать 300 человек. Дополняла мечеть, по плану, торговая площадка и подземная парковка на 30 автомобилей.
По договоренности, строительством мечети заведовала областная администрация, а после возведения здание должны были передать мусульманской общине (в свое время таким же образом поступили с Храмом-на-крови). Фонд губернаторских программ даже вложил в стройку 10 млн 755 тыс. руб., еще 8 млн 238 тыс. пожертвовал миллиардер Алишер Усманов и более 300 тыс. насобирали горожане. На эти средства началось строительство. Выкопали котлован под будущую парковку и забили 170 свай из необходимых 320.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Среди этих свай под снегом находится камень, заложенный Эдуардом Росселем |
Но в 2008 году разразился финансовый кризис. Усманов отказался от дальнейшего финансирования. Закончились деньги и у области. С тех пор строительство остановилось, а мусульмане обосновались в строительной подсобке: переоборудовали прорабскую для богослужений, возвели на крыше минарет и назвали все это временной мечетью.
Александр Мишарин, сменивший Росселя на губернаторском посту, выражал поддержку мусульманской общине. Но оказать реальную помощь он не успел, освободив после серьезного ДТП кресло для Евгения Куйвашева. Нынешний глава региона заключил с УГМК соглашение о строительстве Ледовой арены на месте заброшенной телебашни. Последнюю снесли, и теперь наступил черед мечети отправиться под ковш экскаватора.
Мусульмане пытались сопротивляться, но арбитражный суд признал их неправоту и постановил снести мечеть-прорабскую.
Раис Нуриманов, старейшина «Нур-Усман»:
— В Екатеринбурге около 300 тысяч мусульман. А в городе работает только четыре мечети, которые могут в себя вместить пару тысяч мусульман. Да и то одну из них теперь собираются уничтожить. На земле, где исторически проживали татары и башкиры, до сих пор нет соборной мечети! Из мусульман делают людей второго сорта.
Около 13:00 в мечети начинается намаз. К этому времени в залах занимают места представители разных рас и народов. Большинство из них — молодые люди.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Имам начинает проповедь со слов осуждения теракта в мечети Новой Зеландии и терроризма. Через 15 минут после начала намаза в двух залах мечети становится тесно. Опоздавшие, которые не нашли себе места в зале, проводят молитву в коридорах. По праздникам, когда в Нур-Усман собирается до 1,5–2,5 тысячи человек, молящиеся размещаются на улице, во дворе мечети.
Адам Калаев, председатель Екатеринбургского регионального центра чеченской культуры «Вайнах»:
— Мусульман выгоняют из Нур-Усман. Затем планируют снести мечеть в Воронежском переулке (Цыганский поселок). В городе останется только две мечети. Скажите, куда идти мусульманам? Они разойдутся по квартирам. Мы можем догадываться, как там будет толковаться Коран. А здесь мы следим, чтобы не допустить радикалов.
Согласно решению суда, власти должны были не просто выселить мусульман, а предоставить им новое место под мечеть. С 2017 года община вела напряженные переговоры с властями. В середине прошлого года сторонам удалось договориться о переносе мечети на окраину Сортировки, в промзону улицы Строителей. Но это решение устраивает не всех.
Зайнулла Дарбишихумаев, председатель НКЦ «Мой Дагестан»:
— Почему мы должны съезжать на окраину? Они говорят о духовности, когда добиваются постройки православных храмов. Но забывают о ней, когда дело доходит до мусульман. Между прочим, рядом с храмом Екатерины у Театра драмы вполне хватает места и для мечети.
Несмотря на договоренность о переезде на улицу Строителей, на протяжении полугода мусульмане так и не могут получить документы на участок. При этом они все-таки планируют остаться в районе цирка: верующие считают, что их участок на Декабристов можно сократить, чтобы ледовой арене хватило место, и построить там мечеть. А на Сортировке возвести районную.
Раис Нуриманов:
— На Сортировке нет даже молельных комнат. Жители страдают и вынуждены ездить в мечеть Пышмы. Там необходима районная мечеть. Если выделят землю, то там будет построена мечеть. Но и соборная мечеть городу необходима! Поэтому мы предлагаем сократить наш участок, чтобы можно было достроить мечеть. Так будут сыты и волки, и овцы — целы.
Представители УГМК отказались комментировать предложение мусульман.
В то же время 25 марта прошел очередной раунд переговоров между представителями Нур-Усман и областных властей, которые представлял свердловский вице-губернатор Сергей Бидонько. Последний подтвердил намерение выделить участок площадью 0,4 га на Строителей. Предоставить документы о передаче земли он пообещал в первых числах апреля. А пока мусульмане решают: стоит ли доверять новому обещанию свердловского правительства.