Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

По плану правительства демографию и экономику России должны спасти мигранты. Почему это невозможно

20 марта 2019, 15:41
По плану правительства демографию и экономику России должны спасти мигранты. Почему это невозможно
Фото: архив 66.RU
В России не хватает мигрантов, и чтобы их стало больше, нужно менять свое отношение к ним. А для развития экономики страны необходимо привлекать квалифицированных работников из Индии и Китая, уверен социолог, старший научный сотрудник РАНХиГС Евгений Варшавер.

Российское правительство в марте закончило формировать структуры, которые займутся привлечением в страну граждан других государств. Задачу плотно заняться темой миграции поставил президент Владимир Путин: он неоднократно заявлял о демографическом кризисе и необходимости создать все условия для переселения в РФ соотечественников. В ближайшие пять лет планируется увеличить число граждан России на 5–10 миллионов человек. В качестве доноров рассматриваются государства с большим количеством русскоязычных: Украина, Казахстан, Узбекистан, Молдавия. Однако, как считает руководитель группы исследований миграции и этничности, старший научный сотрудник РАНХиГС Евгений Варшавер, таких мер будет недостаточно. Что не так с интеграцией мигрантов в России, как, кого и зачем нужно привлекать в ближайшие годы — в материале 66.RU.

Интеграция, согласно немецкой традиции, имеет культурный, структурный, социальный и идентификационный аспекты. Культурный аспект предполагает меры, способствующие освоению мигрантами языка принимающего общества и его культуры. Структурная интеграция означает включение мигрантов в рынок труда, систему образования и социального обеспечения. Социальный аспект — это взаимодействие между мигрантами и немигрантами в обществе.

В ходе своей лекции «Практики интеграции мигрантов» Евгений Варшавер указал, что несмотря на многочисленные заявления о том, что с миграцией в России все очень плохо и в скором времени приезжие будут образовывать гетто, где начнет процветать криминал и наркомания, это не так. Если мигранты первого поколения никогда не интегрируются полностью и будут так или иначе замыкаться на своей группе, то уже второе поколение в культурном аспекте окажется со сверстниками-немигрантами наравне. Кроме того, мигранты второго поколения могут даже выигрывать у местных по уровню образованности и получать практически такие же доходы.

Но сейчас есть несколько проблем, связанных с привлечением мигрантов в Россию.

Во-первых, это нехватка мигрантов. По мнению социолога, Украина, Казахстан, Узбекистан, Молдавия не способны удовлетворить потребность в новых гражданах.

По плану правительства демографию и экономику России должны спасти мигранты. Почему это невозможно
Фото: архив 66.ru

С каждым годом правительство сокращает количество квот на временное проживание и работу для иностранцев. В 2019 году Уральский федеральный округ получил их меньше всего.

Во-вторых, не самая лучшая миграционная политика. Она устроена так, что получить гражданство в России по упрощенной системе могут так называемые «соотечественники». Однако стране не хватает квалифицированных мигрантов из других стран.

По плану правительства демографию и экономику России должны спасти мигранты. Почему это невозможно
Фото: архив 66.ru

Россия нуждается в квалифицированных мигрантах из Китая и Индии. Но пока россияне сами бегут в эти страны.

В-третьих, отсутствие конкуренции за квалифицированных мигрантов на международном рынке. Такие приезжие не способны решить демографическую проблему, но необходимы для развития экономики. В первую очередь это приезжие из Индии и Китая. Это позволит продвинуться в экономике высоких технологий и IT.

В-четвертых, временная миграция. В отличие, например, от Канады или Австралии, где основной принцип миграции — переезд на постоянное место жительства, в России выходец из Средней Азии пребывает временно. «Например, молодой парень вместе со своими родственниками приезжает из маленького села в Таджикистане на стройку в Екатеринбурге. Сначала он два года работает, чтобы накопить на дом, потом еще два года, чтобы накопить на свадьбу. Он находится в прагматике того общества, а не российского», — отмечает Варшавер. В качестве противоположного примера он приводит ситуацию с миграцией россиян в Израиль в 90-е годы: русский еврей приезжает, его помещают в ульпан, где он учит язык, затем выходит на рынок труда и включается в общество. «Он понимает, что будет жить в этой стране и его дети будут здесь расти. А в случае с мигрантами из Таджикистана все по-другому: они все еще находятся в старой парадигме, проводя годы в России», — считает эксперт. По его словам, долгое время Россия воспринимала приезжих как временных, а должна «распахнуть объятья, чтобы мигранты жили и развивались».