Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Любить ребенка в должностные обязанности учителя не входит». Екатерина Сибирцева — о школе и семье

14 марта 2019, 10:00
«Любить ребенка в должностные обязанности учителя не входит». Екатерина Сибирцева — о школе и семье
Фото: 66.RU
Что такое школа сегодня, зачем нужен учитель в эпоху интернета, кто кого должен воспитывать и что происходит на самом деле — своим мнением о современном обучении и осознанном родительстве поделилась глава городского департамента образования Екатерина Сибирцева.

На встречу с главным городским чиновником от образования, которая прошла в рамках лектория «Прямая речь», пришли бизнесмены и бизнес-леди, директора екатеринбургских школ и преподаватели. Приезжали на личных автомобилях, такси, трамвае — люди были разного возраста и достатка. Объединяло их одно: все они — родители. А значит, рано или поздно им — вместе со своими детьми — придется столкнуться с махиной гособразования. Как остаться при этом психически сохранным и детям, и родителям — об этом и рассказала Екатерина Сибирцева. 66.RU законспектировал самое важное из этого выступления.

«Любить ребенка в должностные обязанности учителя не входит». Екатерина Сибирцева — о школе и семье
Фото: архив 66.RU

Екатерина Сибирцева работает в системе образования 25-й год. «В 1994 году я окончила физфак УрГУ и пришла работать в ту школу, в которой училась сама, — «девятку». Сначала меня взяли на должность лаборанта, через два месяца дали ставку учителя. Я преподавала физику более 10 лет. В 2003-м стала заместителем директора девятой гимназии, в 2008-м — директором. С 2015 года я чиновник: работаю в муниципальном департаменте образования, сначала была заместителем руководителя отдела в Октябрьском районе, потом возглавила департамент», — рассказала собравшимся свою биографию чиновник.

О чиновниках и о себе

Чиновник — далеко не главная моя жизненная ипостась, не мое кредо. Если и есть люди, которые ощущают себя чиновниками, — я не из их числа. В моей жизни, в моем внутреннем мире ничего не изменилось с тех пор, как я возглавила департамент.

Зато появилась возможность изменить отношения, которые сегодня выстраиваются между родителями, школой и государством. А они напряженные.

Я вижу систему образования с самых разных точек зрения: как ученица, потому что хорошо помню свои школьные годы, как учитель, как директор, как руководитель отрасли. А еще — как родитель. Поэтому я могу давать оценку тому, что происходит.

О советской школе, буллинге и неумении говорить «спасибо»

Система образования — это масса людей, которые работают, и, поверьте, работают хорошо. Просто у нас, у жителей России, какая-то особенность — нам тяжело говорить спасибо. Мы редко благодарим, когда что-то идет хорошо — воспринимаем как должное. А вот если что-то пошло не так...

В образовании «не так» найти несложно: каждый из нас учился в школе, каждый знает, как там что работает, и главное — как должно работать. Ведь в нашей стране все умеют учить, лечить и играть в футбол. Все раздают советы. Мнений может быть много — у нас сегодня в принципе общество мнений, благодаря соцсетям. Но я всегда говорю: каждый должен заниматься своим делом. Учитель — это не только призвание, как говорили в советское время. В первую очередь это профессия. Поэтому оценивать систему образования, сложившуюся сегодня, надо профессионалам.

В головах большинства из нас сидит стереотип — в Советском Союзе было лучшее в мире образование. Я училась в советское время, в 9-й школе, у нас было 45 детей в классе. И отношения между нами были намного хуже, чем сейчас отношения между детьми. Троллинг, буллинг — мы таких слов не знали, но все это было, и было гораздо жестче. Такие драки случались — караул. Педагоги тоже не особо гуманно с нами обращались.

Сейчас подобных случаев — минимум. Зато отзывов — масса. И каждый из них вызывает много негатива в адрес системы образования. Но делать выводы о том, что происходит, исходя только из негатива, — неверно.

«Любить ребенка в должностные обязанности учителя не входит». Екатерина Сибирцева — о школе и семье
Фото: архив 66.RU

Екатерина Сибирцева: «Есть три эпитета, которыми я определяю для себя систему образования: «массовое», «качественное» и «доступное». Всех трех одновременно быть, к сожалению, не может — только два. Если массовое и качественное, то недоступное. Если качественное и доступное, то не массовое. Если массовое и доступное, то некачественное. Но некачественное — это не ноль. Российское образование сегодня на высоком уровне — просто мы не умеем сравнивать себя и хвалить. В международных исследованиях наши школы котируются».

Об образовательных стандартах

Многие сегодня говорят: моему ребенку не нужно и половины тех знаний, которые впихивают в школе. Но знаете, как говорил классик, «нам не дано предугадать». Я вот не думала, что мне в чиновничьей работе пригодятся глубокие знания математики. Но когда мы перестраивали очередь первоклассников в этом году из-за того, что Ростелеком нам передал неправильно данные, я вспомнила всю теорию множества, все круги Эйлера. Такие алгоритмы нарисовали, пока 10 дней все это переворачивали, чтобы ни одного ребенка не потерять!

Поэтому государство определило: какие предметы изучать нужно каждому и в какой степени нужно знать их минимально. Это обязательный стандарт. Нравится, не нравится — он такой. Что это дает? В первую очередь — это формирует единый образовательный дискурс в такой огромной стране, как наша. Потому что если в каждой избушке свои погремушки, в каждом субъекте что-то свое, — это неправильно.

Если бы мы растили поколение фрилансеров, которые с ноутом под пальмой будут креативить, сразу зарабатывая миллионы, — это одно. Но мы прекрасно понимаем, что большинство детей в итоге пойдут работать на предприятия. Дать им дальнейшие профессиональные знания можно только на основе единого стандарта.

О том, зачем нужен учитель

Лет 100 назад школа, учитель были главным источником получения знаний. Сегодня все изменилось: ребенок может подойти к компьютеру и узнать гораздо больше по нужному ему вопросу, чем расскажет учитель. В этом плане — как источник знаний — компьютер вполне может заменить учителя.

В чем тогда суть живого учителя? В перую очередь он является носителем ценностей. И сегодня быть учителем сложно. Тем более в России, где учитель — профессия массовая. Ну не могут, к сожалению, все миллионы наших Марь-Ванн быть носителями ценностей. Но к этому надо стремиться.

Есть и еще одна функция учителя — менеджерская. Я преподавала физику в профильных 11-х классах гимназии. После этого работа в департаменте образования — это так легко. Представьте, когда перед вами сидят 20 медалистов из 26 учеников, любой из них может решить задачу в десять раз быстрее тебя. Пытаться доказать им, что ты умнее, — ошибка. Учитель должен быть опытнее, мудрее — вот что сегодня главное.

О том, чему должна учить школа, и об осознанных родителях

Многие считают, что главное в школе – знания, это ключевая компетенция, которую дети должны получить. На мой взгляд, это не так. Главное, чему должна научить школа детей, — взаимодействовать с миром и с собой. С первой задачей школа более-менее справляется — дети выстраивают отношения с учителями, с одноклассниками, с ребятами старше или младше себя.

А вот второе взаимодействие — с собой — дается с трудом. Во многом в этом виноваты родители. Мало кто сегодня учит ребенка решать свои проблемы самостоятельно.

Типичная ситуация. Приходит ребенок из школы, говорит: «У меня Петя отобрал тетрадку». Что делает современная мама? Строчит сообщение в родительский чат: «Немедленно верните тетрадку и научите вашего Петю общаться!» Хорошо, если не просит покаяться. Что должен сделать родитель, если он осознанный родитель? Сказать: «Поговори с Петей, объясни, что тебе тетрадка нужна, он ее вернет».

Об оценках, требованиях школы и должностных инструкциях учителя

Ни в одном законе, ни в одном нормативном документе не написано, что ребенок к первому классу должен уметь читать и писать. Не должен. Для этого и нужна школа — научить. И если вдруг учитель говорит вам, что школа сегодня не учит, а лишь направляет, и знания ребенок должен получать с родителями, — надо просто включить в себе потребителя услуг. Потому что школа — это еще и образовательная услуга. Берете должностную инструкцию учителя — все это прописано в 273 ФЗ «Об образовании», и зачитываете, что входит в его обязанности.

Объяснить материал — это задача учителя. И если у ребенка подряд «двойки» по предмету, это проблема учителя в первую очередь. Конечно, вы со своей стороны должны помочь, попытаться объяснить или найти материал — но не больше. Особенно если оценка — незначима для вас и вашего ребенка.

А вот любить ребенка — этого в должностных инструкциях учителя не прописано. Это ваша обязанность как родителя — любить его безусловно, с двойками, тройками, нерешенными примерами...

«Любить ребенка в должностные обязанности учителя не входит». Екатерина Сибирцева — о школе и семье
Фото: архив 66.RU

Екатерина Сибирцева: «Я сейчас скажу шепотом, и, наверное, не надо это выкладывать в Сеть — коллеги могут быть недовольны, — но домашнее задание не обязательно делать полностью. Если вы видите, что его стооооолько, а ребенок не успевает, ну и забейте. Только вначале выясните: насколько важно вашему ребенку, чтобы задание было сделано полностью. Если это для него — для него! не для вас! — в приоритете, хорошо, помогите ему. Ничего не случится, если вы найдете и распечатаете биографию Бетховена для урока музыки, пока он там сражается с 200 примерами по математике. Пусть сам вклеит в тетрадку и прочтет перед уроком. В конце концов, если он знает, что Бетховен — композитор, а не собака, это уже хорошо».

О родительских страхах и воспитании

Практически каждый родитель — особенно мамы — боится быть плохим родителем. Но если задуматься — так ли это страшно? Вот, скажем, я — плохая балерина. Ну вообще никакая. Но меня это не смущает. И никого не смущает. Почему можно быть плохой балериной, а плохим родителем – нет?

Родительство — это такая же работа, и в ней тоже могут быть ошибки. Иногда они даже полезны — они дают опыт.

Базовый момент, который следует осознать каждому, — это только кажется, что мы воспитываем ребенка. Я за долгие годы работы поняла, что не мы воспитываем детей, а они нас.

Через мои руки прошли сотни семей. На основании этого опыта я могу делать вывод: каждый ребенок на каждом этапе жизни дается не просто так. В многодетных семьях это особенно видно. Приходят ко мне на прием, задают вопрос: «Почему Машенька — умница, отличница, а Петенька – разгильдяй. У одних родителей родились, в одной семье воспитывались».

Ответ один: нам даются разные дети для того, чтобы мы осознали что-то. Ребенок приходит, чтобы нам показать какие-то вещи внутри нас самих. И если мы эти вещи увидим, диалог с ребенком обязательно выстроится. И тогда мысль «я плохой родитель» просто не придет в голову.