Внешность святой Екатерины можно восстановить по фаюмским портретам. Это изображения жителей древнего Египта на мумиях. По мнению искусствоведа Екатерины Журбиной, исповедница христианства была похожа на женщин своего века: невысоких, чуть полных брюнеток с восточным разрезом глаз.
Екатерина Журбина приехала в Екатеринбург из Москвы на выставку в Музее изобразительных искусств, посвященную великомученице. 5 марта искусствовед прочитала открытую лекцию для посетителей экспозиции. «Круглолицые, без впалых щек и варварских скул», — так описала специалист тогдашних красавиц.
Екатерина Журбина, искусствовед:
— Екатерина обладала тонкой красотой. И была похожа на Клеопатру, чьи изображения мы имеем. А она была эталоном красоты древности.
Биография и изображения мученицы появились спустя века после ее гибели. И, под влиянием традиций, постепенно изменялись. Например, в XIV веке в житии Екатерины появилось описание обручения с Небесным Женихом. На картинах ее стали изображать как светловолосую аристократку.
«В Венеции и Италии представителями аристократии были блондинки. Они осветляли волосы. Поэтому на итальянских изображениях Екатерина светловолосая, как и на Синае», — объясняет искусствовед.
На древних образах Екатерину рисовали с крестом в руке и короной на голове. Позже появляются детали, по которым великомученицу можно отличить от других святых. Это предметы или сцены, в которых она изображается.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Колесо и меч — одни из самых распространенных деталей. Это орудия убийства Екатерины. По преданию, колесо, которым хотели пытать святую, рассыпалось. Тогда ей, как аристократке, отрубили голову. Казнить христианку другим способом — например, распять на кресте — не позволяло ее высокое происхождение. |
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Книга (или свиток) свидетельствует об образованности и мудрости Екатерины. Багряное одеяние говорит о мученическом подвиге Христовой невесты. |
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Пальмовая ветвь тоже символ мученичества и победы над смертью. |
Через триста лет после казни, в VI веке, на Синайском полуострове обрели руку и голову мученицы. С тех пор мощи покоятся в алтаре местного монастыря. Поклониться им приезжают паломники из разных стран.
А изображения святой распространяются по всему миру. Несколько десятков работ русского искусства XVII — начала XX века собраны в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Там открыта выставка «Святая Великомученица Екатерина. Избранные произведения из музейных и частных собраний». Экспозицию, посвященную небесной покровительнице города, создали в декабре при поддержке Фонда святой Екатерины. Она работает до 17 марта.