Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Алексей Иванов: «Мы живем, как некое общество-содержанка»

31 января 2019, 19:00
Алексей Иванов — автор романов «Ёбург» и «Сердце Пармы». Его «Географ глобус пропил» экранизировали в кино, а «Ненастье» — на телевидении. В Екатеринбург он привез свой новый «Пищеблок» — роман о пионерах-вампирах. Права на экранизацию романа уже купила кинокомпания «Среда», которая сняла «Гоголя». 66.RU побывал на встрече с читателями, где писатель рассказал, почему у нас нет героя нашего времени, о поп-культуре как слепке общества и почему Россия существует как содержанка.

О герое нашего времени, которого нет

Я считаю, что сейчас произведение о герое современности невозможно. По ряду причин. Тут надо разбираться в том, кто такой — герой нашего времени? Мне представляется, что это такой культурологический тип, такой персонаж, внутренняя драма которого совпадает с драмой эпохи. Вот возьмем, например, классического героя нашего времени Печорина, который своей личной драмой соответствует драме эпохи — распаду дворянской идеи. Мне кажется, что в наше время общество не понимает свою главную проблему, поэтому тип героя нашего времени в нем просто невозможен. Почему оно не может сформулировать свою проблему? Потому что оно само собой не интересуется.

О вызовах, на которые Россия не может ответить

Для меня современная общественно-политическая жизнь в России кажется какой-то странной. Мы застряли на европейском уровне 19 века. На мой взгляд, все ответы на вопросы давно известны, и в этом ничего интересного нет. Для меня общественно-политическая жизнь — все равно что для доцента математики — теорема Пифагора, то есть абсолютно понятна.

Тут важно гендерное основание нашей жизни. Всегда есть некие вызовы обществу, и в мировой общественной жизни принято отвечать на эти вызовы по мужскому гендеру. Основа мужского гендера — действие, основа женского — отношение. И то, и другое хорошо, но там, где это нужно. Россия на все свои вызовы отвечает по женскому гендеру. Скажем, жизнь выдвигает России вызов — коррупцию. Ответ по мужскому гендеру: «наказать», ответ по женскому гендеру: «простить».

Дело в том, что наше общество и наша экономика устроены не совсем правильно. Мы живем не на том, что мы заработали, а на пособия с доходов от нефтегазовой отрасли. То есть мы живем, как некое общество-содержанка, но хотим выглядеть живущими по мужскому гендеру.

О поп-культуре — слепке общества

Все это и порождает поп-идолов с отсутствующей или запутанной гендерной ориентацией. Они оказываются созвучны глубинным процессам, протекающим в культуре. Поэтому главным культурным героем нулевых и становится вампир, существующий по нейтральному гендеру. Формально, разумеется, это мужчина, но по гендеру это женщина, потому что он живет, как паразит, — ничего не производит. Ничего оскорбительного в этом нет.

Я очень хорошо отношусь к поп-культуре, потому что в ней всегда можно найти много всего интересного. Вот вспомните: в 90-е годы героями нашего времени стали братки, а в нулевые ими внезапно стали вампиры. Почему так? Почему, например, в нулевые годы в нашей попсе появились такие странные персонажи, лишенные гендерной ориентации? Например, Шура: кто он — мужчина или женщина? Или Глюкоза: она девочка или робот? Это не потому, что люди морально разложились и потеряли представления о роде.

О том, как соцсети делают из нас инфантилов

Мы сейчас больше существуем в интернет-среде, в соцсетях, и это лишает нас некой взрослости, мы остаемся инфантилами в реальном мире. Сериалы про зомби очень хорошо отвечают запросам нашего общества. В первую очередь в образе зомби нам показывают отношение к окружающим: для современного человека остальные — как бы зомби, лишенные индивидуальности. И вот сериалы про зомби — это не антиутопия, а утопия, они показывают идеальный мир с точки зрения инфантила. Например, какого-нибудь 14-летнего подростка. В условиях зомби-апокалипсиса не надо ходить учиться, отвечать перед родителями, потому что родителей съели зомби. Можно делать, что хочется, главная задача в этом мире — хорошо стрелять.